На главную Обратная связь Карта сайта
Аналитический Центр по ипотечному кредитованию
и секьюритизации

Бюро не вышли на старт

Агентство финансового надзора ужесточило требования к банковскому кредитованию операций с недвижимостью. Но, по мнению банкиров, к диверсификации ссудного портфеля банков это не приведет.

По закону "О кредитных историях", который был принят в конце прошлого года, с 1 сентября банки обязаны предоставлять информацию о своих клиентах хотя бы в одно из кредитных бюро. Это организации, призванные аккумулировать сведения о заемщиках и распространять их на определенных законом условиях, способствуя тем самым снижению рисков кредитования. Уже создано более 40 таких кредитных бюро. Самые крупные - Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) и "Экспириан-Интерфакс". Первое создано по инициативе и при непосредственном участии Ассоциации российских банков (АРБ), которая является одним из его акционеров наряду с двенадцатью банками (в их числе Внешторгбанк, Газпромбанк, Росбанк, Альфа-банк, Ситибанк, Дельтабанк), некоммерческим партнерством Национальное бюро кредитной информации и западным кредитным бюро Trans Union. Второе крупное бюро учреждено ИА "Интерфакс" совместно с крупнейшим иностранным кредитным бюро Experian Scorex.

По словам директора НБКИ Александра Викулина, с банками, которые не входят в число акционеров бюро, уже заключено более 156 договоров о присоединении. В начале прошлой недели взаимоотношения с НБКИ оформили всего 60 банков, то есть в последние дни августа количество банков, вступивших в НБКИ, возросло более чем вдвое. Генеральный директор "Экспириан-Интерфакс" Владимир Герасимов, в свою очередь, сообщил, что договоры о присоединении подписаны с 12 банками, еще около пятидесяти контрактов находятся в стадии оформления.

Впрочем, несмотря на повышенную активность банков, система обмена информацией между ними посредством кредитных бюро вряд ли заработает в самое ближайшее время. Проблема заключается в том, что для их эффективной работы до сих пор не создана соответствующая инфраструктура и нормативная база. Помимо технических и законодательных барьеров есть и еще один. Лидеры рынка потребительского кредитования не хотят участвовать в системе коллективного обмена информацией. Речь прежде всего о Сбербанке и "Русском стандарте", которые предпочли сформировать собственные кредитные бюро.

Щекотливые моменты

Фактически старт кредитных бюро провалили федеральные регулирующие органы. Только на днях Банк России объявил о создании Центрального каталога, в котором будут храниться титульные листы кредитных историй. Каталог призван предоставлять информацию пользователям и субъектам кредитных историй, обеспечивать информационное взаимодействие между кредитными бюро, хранить базы данных ликвидированных бюро. По закону безвозмездно заглянуть в каталог сможет любое лицо, воспользовавшись специальным пин-кодом. Он будет присваиваться заемщикам при обращении в банк за кредитом. При этом пин-код можно поменять либо передать другому лицу. Однако пока пин-кода ни у кого нет. Как нет и самого каталога. Информацию в него должны поставлять кредитные бюро, однако ни одно из них по состоянию на 1 сентября еще официально не зарегистрировано. За регистрацию и ведение специального реестра отвечает Федеральная служба по финансовым рынкам, но пока она не спешит выполнять свои функции.

Крайними в этой ситуации оказываются банки - ведь формально они нарушают закон. Впрочем, пока никто их наказывать не собирается. "Мы понимаем, что возникли объективные сложности, связанные с началом работы кредитных бюро", - сказал нам первый заместитель председателя Банка России Андрей Козлов. И пообещал в течение переходного периода - до марта следующего года - банки не трогать.

"Пока не принят целый ряд нормативных актов, до конца не определены все правила игры. Вроде бы и аэродром есть, а самолетов, которые допущены к полетам, на нем нет", - констатирует вице-президент Ассоциации региональных банков, бывший зампред ЦБ Александр Хандруев. Неудивительно, что при таком раскладе самопровозглашенным кредитным бюро крайне трудно заманивать в свои сети "крупняк" - прежде всего, лидеров розничного рынка. До последнего момента тянут и остальные игроки. "Мы подпишем с кредитным бюро соглашение, внесем деньги, поделимся какой-то информацией. А вдруг потом оно не будет зарегистрировано по тем или иным причинам. Этого ведь нельзя исключать", - рассуждают они. Кроме того, банки обеспокоены проблемой сохранности передаваемой в кредитные бюро информации. Они не верят, что кредитные бюро могут гарантировать безопасность обмена данными. "Защита информации о клиенте и обеспечение информационной безопасности - это щекотливый момент. Особенно если вспомнить историю, случившуюся в начале года, когда в свободной продаже появились диски с банковскими проводками", - говорит аналитик агентства Standard & Poor`s Ирина Пенкина.

Неправильный закон

Много нареканий у специалистов вызвал и закон "О кредитных историях". "А поэтапный механизм введения этого документа в действие вовсе анекдотичен", - признается депутат Госдумы Анатолий Аксаков. Формально закон вступил в силу 1 июня. В то же время одно из "переходных положений" предписывает банкам только с 1 сентября предоставлять информацию в кредитное бюро с согласия заемщиков. А два других "переходных положения" отводят участникам этого процесса дополнительное время на приведение своей деятельности в соответствие с требованиями закона: шесть месяцев кредитным бюро (до декабря) и девять месяцев банкам (до марта).

Кстати, норму, обязывающую банки собирать и предоставлять в бюро кредитные истории заемщиков, выразивших на то согласие, тоже можно толковать двояко. Ведь она не обязывает банки запрашивать такое согласие у клиентов. И если соответствующий пункт не включен в кредитные договоры, значит и банки вправе не делиться с кредитными бюро какими-либо сведениями. Анатолий Аксаков сообщил "Эксперту", что он уже внес в Госдуму несколько поправок в закон "О кредитных историях", которые устранят это недоразумение. Предположительно они будут рассмотрены в первом чтении уже в сентябре.

Однако одним только косметическим ремонтом закон не усовершенствовать. По мнению специалистов, документ нуждается в более серьезном редактировании. В частности, он не в полной мере унифицирует правила доступа к информации участников системы кредитных бюро. Система взаимоотношений выстроена таким образом, что бюро кредитных историй не только самостоятельно устанавливает расценки, но и определяет условия договора на получение и предоставление информации (главное, чтобы имелось согласие заемщика на доступ к "телу" его кредитной истории). В то же время ничто не мешает некоторым кредитным бюро, созданным, например, крупными банками, ограничивать доступ к базе для внешних участников посредством установления жестких регламентов работы либо высоких тарифов. Все это может затруднить процесс обмена информацией между кредитными бюро. "Пока механизмы взаимодействия кредитных бюро между собой не отработаны, - констатирует генеральный директор Национального кредитного бюро (НБК) Владимир Малеев. - Кроме того, должно появиться соответствующее программное обеспечение, которое позволит кредитным бюро оперативно извлекать и объединять информацию".

Карманные бюро

Пока средние и небольшие банки пребывают в растерянности, лидеры рынка потребительского кредитования создают собственные кредитные бюро. Присоединяться к независимым источникам информации они не хотят, опасаясь утраты конкурентных преимуществ.

Так, на днях крупнейший участник рынка потребительского кредитования - Сбербанк сообщил о создании собственного бюро кредитных историй "Инфокредит". В соучредители он пригласил несколько банков, которые не являются его прямыми конкурентами, оставив за собой 50% акций. Напомним, что ранее Сбербанк вел переговоры с НБКИ, однако так и не вошел в число его акционеров. Как сообщил недавно президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян, рассматривается возможность заключения со Сбербанком эксклюзивного договора о предоставлении НБКИ негативной информации о кредиторах. Некоторые эксперты полагают, что пользы от такого обмена будет немного, так как объем информации будет ограниченным. А вот Владимир Малеев из НБК рассуждает иначе: "Есть понятие иерархии платежей. Когда кредитор "мониторит" платежную дисциплину заемщика и видит, что заемщик начинает откладывать наименее значимые для него платежи по кредитам, это первые признаки надвигающегося дефолта. Поэтому информация о неплатежах важна для кредитора".

Впрочем, пока закон "О кредитных историях" не разделяет информацию, содержащуюся в кредитном отчете, на положительную и негативную. Поэтому и механизм обмена негативом пока не ясен. В то же время на Западе деление отчетов на "черные" (содержат информацию о прошлых невозвратах, просрочках ссуд) и "белые" (полное кредитное досье на клиента) широко распространено. От типа информации и степени ее детализации напрямую зависит цена кредитного отчета.

Примечательно, что по пути Сбербанка намерены пойти и его ближайшие розничные конкуренты - "Русский стандарт", Хоум кредит энд финанс банк и, возможно, Банк Москвы. В пресс-службе "Русского стандарта" информацию о намерении банка создать собственное кредитное бюро подтвердили, однако раскрывать детали проекта не стали. Некоторые же участники рынка утверждают, что "Русский стандарт" уже создал кредитное бюро и обращался к ним с предложениями о сотрудничестве. Причем в открытом для всех режиме.

В пресс-службе Хоум кредит энд финанс банка заявили, что к ним поступали предложения о сотрудничестве от кредитных бюро, однако решение о присоединении к какому-либо из них пока не принято. "Мы рассматриваем возможность создания собственного кредитного бюро", - заявили представители банка. Добавив при этом, что участие в независимых кредитных бюро наиболее выгодно банкам, не имеющим собственной обширной базы заемщиков. А вот банкам, обладающим большим объемом информации, делиться этими данными с конкурентами не интересно. Вице-президент Ситибанка Наталья Николаева полагает, что курс крупных банков на создание собственных кредитных бюро противоречит базовой идее создания масштабной системы сбора информации и обмена информацией.

Заслон для иностранцев

Понятно, что, создавая "карманные" бюро, лидеры рынка хотят максимально защитить естественные преимущества. Однако конкуренция на рынке потребительского кредитования будет только усиливаться. Рынок неизбежно будет укрупняться, а различия между его основными участниками - нивелироваться. Тогда и процесс развития системы кредитных бюро заметно ускорится.

Сейчас создаются десятки кредитных бюро, но через несколько лет на рынке могут остаться всего несколько крупных игроков. Процесс консолидации неизбежен, и он будет способствовать снижению транзакционных издержек и вовлечению все большего количества банков в единую систему. "Так было в США. Несколько лет назад в этой стране насчитывалось три-четыре тысячи кредитных бюро, сейчас - 250-300. При этом три-четыре кредитных бюро контролируют около шестидесяти процентов рынка", - приводит пример Александр Хандруев. Он, кстати, не видит никакой опасности в том, что лидеры рынка потребительского кредитования решили обзавестись собственными кредитными бюро. Более того, кредитное бюро Сбербанка, по его мнению, - хороший заслон на пути захвата рынка кредитных историй иностранцами. "Рынок будет консолидироваться тогда, когда все его участники оценят выгоду от работы с большими, объединяющими много участников и аккумулирующих большие объемы информации кредитными бюро, - говорит Владимир Герасимов из "Экспириан-Интерфакс". - И я не думаю, что создание кредитных бюро крупными банками перечеркивает идею создания общенациональной системы кредитных бюро. По крайней мере, мы свою стратегию развития, рассчитанную на несколько лет вперед, пока пересматривать не намерены".

Впрочем, многое будет зависеть не только от банков, кредитных бюро и чиновников, но и от поведения заемщиков. Ведь пока не ясно, как они отреагируют на появление нового инструмента. "Показательна в этом смысле пенсионная реформа. Посмотрите, сколько у нас "молчунов", которые предпочитают оставаться в рамках государственной системы. Не исключено, что и в случае с кредитными бюро реакция людей будет аналогичной", - полагает один из наших собеседников. А вот Александр Хандруев уверен, что заемщики проникнутся уважением к кредитным бюро, как только увидят, что от их эффективности напрямую зависят условия кредитования. Как только процентные ставки по кредитам для добросовестных заемщиков "среагируют" на безупречные кредитные истории, тут же возникнет кумулятивный эффект, и система получит новый стимул для развития.

Эксперт, 05.09.2005
 Илья Ступин

Мы в соцсетях
Ссылки
 Наверх