На главную Обратная связь Карта сайта
Аналитический Центр по ипотечному кредитованию
и секьюритизации

Сравнительный анализ российских и украинских ипотечных облигаций, а также их эмитентов

В последнее время на ипотечном рынке Украины появились мощные игроки, которые имеют российское происхождение, среди которых ОАО «ВТБ Банк».

ОАО «ВТБ Банк» вначале было зарегистрировано в Украине как самостоятельное юридическое лицо, 99 процентов уставного капитала котрого принадлежит российскому «ВТБ Банк», но на днях руководство российского банка заявило о намерении реорганизовать украинский банк в дочернее предприятие и вывести его в число лидеров банковского сектора.

Очевидно, что иностранные банки будут сравнивать инструменты, которые они использовали у себя на родине, с теми, что используются в Украине. Одним с таких инструментов являются ипотечные облигации.

Сравнительный анализ осуществлен в следующем правовом поле: Федеральные законы «О банках и банковской деятельности», «Об ипотечных ценных бумагах» (далее – Российский закон), Положение о деятельности специализированных депозитариев и Правила ведения реестра ипотечного покрытия, утвержденные приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 1 ноября 2005 года №05-60/пзн, законы Украины «О банках и банковской деятельности», «Об ипотечных облигациях» (далее – Украинский закон), Положение об ипотечном покрытии и управлении ипотечным покрытием обычных ипотечных облигаций, утвержденное решением Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Украины от 1 сентября 2006 года №774.

Объектами сравнения будут такие правовые институты и субинституты: эмитенты облигаций, ипотечное покрытие и его правовой режим, реестр ипотечного покрытия, реестр собственников ипотечных облигаций, государственное регулирование и государственный контроль, раскрытие информации.

В тексте статьи для обозначения российских облигаций с ипотечным покрытием и украинских ипотечных облигаций будет использоваться термин “Ипотечные облигации“.

Российский и Украинский законы предусматривают выпуск Ипотечных облигаций двумя типами эмитентов, которых условно можно разделить на обычных (кредитные организации в России, ипотечные кредиторы в Украине) и специальных (ипотечные агенты в России, специальные ипотечные учреждения в Украине). Такое разделении можно провести по виду деятельности. Основным и единственным видом деятельности специальных эмитентов является приобретение по кредитам, обеспеченных ипотекой, и выпуск Ипотечных облигаций, поэтому они, как правило, используются для конкретного выпуска Ипотечных облигаций. Основным видом деятельности обычных эмитентов является, в нашем случае, ипотечное кредитование, а выпуск Ипотечных облигаций, как дополнительный или обеспечительный вид деятельности, осуществляется с целью рефинансирования уже ранее выданных ипотечных кредитов.

К числу российских кредитных организаций и украинских ипотечных кредиторов в данном исследовании отнесены банки, хотя нет препятствий юридического характера для выдачи ипотечных кредитов и выпуска Ипотечных облигаций кредитными союзами в Украине. Так как кредитные союзы в Украине, насколько мне известно, не сформировали весомые портфели ипотечных кредитов, то они в число ипотечных кредиторов не включены.

Общие признаки банков обеих стран состоят в том, что они являются юридическими лицами, которые на основании лицензии, соответственно российского Центрального банка и украинского Национального банка могут осуществлять определенные законом банковские операции. Перечень этих операций, в целом одинаков, поэтому перечислять их нет нужды. Главное то, что они имеют право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, в том числе осуществлять эмиссию собственных ценных бумаг (статьи 5 и 6 российского банковского закона, статья 47 украинского банковского закона).

Общие признаки специальных эмитентов состоят в том, что они имеют ограниченную правоспособность и для них установлен исключительный вид деятельности (в России - приобретение требований по кредитам (займам), обеспеченные ипотекой и (или) закладных, выпуск Ипотечных облигаций, в Украине – приобретение ипотечных активов, выпуск Ипотечных облигаций). Кроме этого в украинском законе прямо предусмотрено, что решение о ликвидации специализованого ипотечного учреждения может принять только суд. Такой нормы в российском законе нет, но, очевидно исходя из успешного зарубежного опыта, собственники голосующих акций ипотечного агента ОАО «Ипотечная специализированная организаций ГПБ-Ипотека» приняли на себя письменное обязательство не принимать решение о ликвидации эмитента до выполнения им своих уставных задач.

Отличия специальных эмитентов состоит в том, что статья 8 Российского закона предусматривает передачу ведения бухгалтерского и налогового учетов специализированной организации, и то, что эмитенты не могут иметь штата сотрудников, а полномочия единоличного исполнительного органа должны быть переданы коммерческой организации, тогда как в Украинском законе предусмотрено, что специальные ипотечные учреждения являются финансовыми учреждениями. В связи с таким статусом на специальные ипотечные учреждения распространяется действие закона Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг». Указанный закон гласит о том, что финансовое учреждение – это юридическое лицо, которое, в соответствии с законом, предоставляет одну или несколько финансовых услуг и внесено в соответствующий реестр в порядке, предусмотренном законом. Этот закон, как впрочем и другие нормативные акты Украины, не предусматривает осуществление деятельности финансовым учреждением без штата сотрудников и передачу полномочий органа управления иному лицу. Эти отличия, на мой взгляд, являются очень существенными, и такими, что практически препятствуют созданию в Украине специальных ипотечных учреждений и выпуску структурированных ипотечных облигаций. Статья 8 закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» предусматривает ведение на договорных условиях бухгалтерского учета предприятия аудиторской фирмой, поэтому частично эту проблему передачи ведения учетов иным лицом решить можно. Что касается российского опыта, то, в случае с ОАО «Ипотечная специализированная организаций ГПБ-Ипотека» и ЗАО «Первый ипотечный агент АИЖК», ведение бухгалтерского и налогового учетов передано ООО «РМА-Сервис», полномочия исполнительного органа передано ООО «ТМФ-Рус».

Таким образом, законодательства обеих стран имеют достаточно общих признаков таких эмитентов ипотечных облигаций как банки, и недостаточно общих признаков российского ипотечного агента и украинского специального ипотечного учреждения.

Общие признаки ипотечного покрытия заключаются в том, что ипотечное покрытие состоит из обеспеченного ипотекой прав требования по кредитным договорам и договорам займа (Украинский закон для обозначения таких прав требования использует термин «ипотечные активы»), денежных средств, государственных ценных бумаг. Также предусмотрена замена предмета ипотеки, установлено, что предметом ипотеки может бать жилая и нежилая недвижимость, а также то, что ипотечное покрытие отделено от другого имущества эмитента (статьи 3, 4 Российского закона и статьи 1, 14 Украинского закона). Кроме этого, ипотечное покрытие может обеспечивать один и больше выпусков облигаций (часть 2 статьи 11 Российского закона и часть 1 статьи 13, часть 1 статья 19 Украинского закона).

Отличия заключаются в том, что в России к ипотечному покрытию может включаться, в некоторых случаях, недвижимое имущество, что не предусмотрено в Украине. Кроме этого, в Украине в состав ипотечного покрытия не может быть включено право требования по обязательствам должников, обеспеченных ипотекой незавершенного строительства, тогда как в России до ипотечного покрытия Ипотечных облигаций, за исключением жилищных облигаций, могут быть включены права требования, обеспеченные залогом незавершенного строительства, с условием, что доля таких требований не превышает 10 процентов всего ипотечного покрытия (часть 3 статьи 3 Российского закона и часть 1 статьи 13 Украинского закона).

Общие признаки требований к ипотечному покрытию (статья 3 Российского закона и статья 7 Украинского закона) заключаются в том, что основная сума долга заемщика по кредитному договору или договору займа не должна превышать 70 процентов оценочной стоимости предмета ипотеки в России и соответственно 75 процентов в Украине. Также в обеих странах запрещена замена или отчуждение предмета ипотеки без согласия залогодержателя, предусмотрено обязательное страхование предмета ипотеки на случай уничтожения или повреждения, регистрация ипотеки в соответствующих государственных реестрах, отсутствует процедура банкротства заемщика. Для понимания тенденций в России нужно подчеркнуть, что раньше Российский закон содержал норму об обязательном страховании жизни и здоровья заемщика, если таковым было физическое лицо, но в последствии такая норма были изъята.

Общие признаки правового режима ипотечного покрытия заключаются в том, что ипотечное покрытие находиться в залоге. Отличия заключаются в моменте, с которого возникает залог. В России он возникает с момента возникновения прав на Ипотечные облигации у их первого собственника (статья 11 Российского закона), а в Украине с момента государственной регистрации выпуска Ипотечных облигаций.

Общие признаки реестра ипотечного покрытия заключаются в том, что в реестр включаются ведомости касательно каждого права требования (об оценочной стоимости и описание предмета ипотеки, строк и порядок исполнения обеспеченных ипотекой обязательств).

Отличия заключаются в том, что российский эмитент вообще не имеет права вести указанный реестр, тогда как статья 10 Украинского закона предусматривает, что в случае выпуска обычных Ипотечных облигаций, ведение реестра возлагается на эмитента, а случае выпуска структурированных Ипотечных облигаций, возлагается на управителя ипотечного покрытия, в соответствии с договором об управлении ипотечным покрытием. Российское законодательство предусматривает ведение реестра ипотечного покрытия специализированным депозитарием.

Определенные законном лица в интересах собственников Ипотечных облигаций (специализированный депозитарий в России и управитель ипотечным покрытием в Украине) подтверждают соответствие текущего размера, состояния, состава и характеристик ипотечного покрытия, осуществляют контроль за исполнением эмитентом денежных обязательств по Ипотечным облигациям, за исключением имущества из состава ипотечного покрытия (Положение о деятельности специализированных депозитариев и статья 8 Украинского закона).

Также определенные законом лица (сервисный агент в России и обслуживающее учреждение в Украине) принимают платежи от заемщиков, осуществляют контроль за исполнением последними своих обязательств.

В обеих странах законами предусмотрено ведение реестра собственников Ипотечных облигаций (часть 5 статьи 13 Российского закона и статьи 16, 22 Украинского закона).

Общие признаки государственного регулирования и государственного контроля заключаются в том, что его осуществляют государственные органы, которые, в принципе, имеют аналогичные полномочия, а именно: в России – Федеральная служба по финансовым рынкам, Центральный банк (статьи 42, 43 Российского закона), в Украине – Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг, Национальный банк (статья 27 Украинского закона).

Общие признаки раскрытия информации, связанной с Ипотечными облигациями, заключаются в том, что их эмитенты обязаны раскрывать информацию о своем финансово-хозяйственном состоянии. Отличия заключаются в том, что Российский закон обязывает определенную информацию, кроме эмитента, также и специализированного депозитария.

Таким образом, на основании общих признаков можно провести следующие параллели между российскими и украинским Ипотечными облигациями и их эмитентами:

  • украинские обычные ипотечные облигации соответствуют российским облигациям, в которых одно ипотечное покрытие обеспечивает исполнение обязательств одного выпуска таких облигаций;
  • украинские структурированные ипотечные облигации соответствуют российским облигациям, в которых одно ипотечное покрытие обеспечивает исполнение обязательств двух и больше выпусков таких облигаций;
  • украинский ипотечный кредитор в лице банка соответствует российскому кредитному учреждению;
  • украинскому специализированному ипотечному учреждению соответствует российский ипотечный агент.

В соответствии с Украинским законом эмитентом структурированных ипотечных облигаций является специализированное ипотечное учреждение, которое несет ответственность за исполнение обязательств только ипотечными активами, а эмитентом обычных ипотечных облигаций является ипотечный кредитор, который несет ответственность за исполнение обязательств ипотечными активами и всем другим имуществом, на которое, в соответствии с законодательством, может быть обращено взыскание.

При таких обстоятельствах обоснованным будет использование в Украине опыта выпуска российским банком Ипотечных облигаций, в которых одно ипотечное покрытие обеспечивает исполнение обязательств одного выпуска таких облигаций (например, ОАО «Коммерческий банк «Московское ипотечное агентство»), а также опыт выпуска российским ипотечным агентом Ипотечных облигаций, в которых одно ипотечное покрытие обеспечивает исполнение обязательств двух и больше выпусков таких облигаций (например, ЗАО «Первый ипотечный агент «АИЖК»).

Кроме этого, опыт создания и деятельности российских ипотечных агентов в Украине не может быть применен, так как нерешенной является проблема передачи полномочий единоличного исполнительного органа специализированного ипотечного учреждения иному лицу и работа финансового учреждения без штата сотрудников.

Также не может быть применен в Украине опыт выпуска ОАО «Ипотечная специализированная организация «ГПБ-Ипотека», так как оно выпустило Ипотечные облигации, в которых одно ипотечное покрытие обеспечивает исполнение обязательств одного выпуска таких облигаций, то есть аналог украинских обычных ипотечных облигаций, а их может выпускать только ипотечный кредитор.

РУСИПОТЕКА, 01.03.2007
 

Мы в соцсетях
Ссылки
 Наверх