На главную Обратная связь Карта сайта
Аналитический Центр по ипотечному кредитованию
и секьюритизации

Вячеслав Грицаенко: Ипотечный рынок сейчас является рынком потребителя


Грицаенко Вячеслав

руководитель блока «Розничный бизнес», Промсвязьбанк

Руководитель блока «Розничный бизнес» Промсвязьбанка Вячеслав Грицаенко — о трендах 2017 года на рынке банковских услуг.

О том, как будет развиваться банковский рынок, что будет со ставками по кредитам и какие инвестиционные решения могут прийти на смену депозитам, в интервью «Из­вес­тиям» рассказал Вячеслав Грицаенко.

— Как вы оцениваете ситуацию на рынке розничного кредитования в целом?

Рынок уверенно восстанавливается. В первые восемь месяцев 2016 года еще была стагнация, суммарный розничный кредитный портфель российских банков начал расти только к концу года, но уже в 2017 году розничный рынок кредитования показывает стабильный прирост. Его темпы на сегодняшний день — порядка 9%.

— Какие драйверы этого роста вы могли бы выделить?

Большая часть населения уже адаптировалась к сегодняшней экономической модели. Мы понимаем, что длительное время реальные доходы населения падали, но сейчас это падение уже фактически остановилось, а по отдельным группам населения мы видим даже некоторый рост доходов. Такая категория клиентов готова получать кредиты и своевременно их обслуживать.

— Какова ситуация с просроченной задолженностью? Есть ли разница в качестве кредитов, выдаваемых сейчас, относительно «поколения» 2012–2013 годов?

По статистике прошлого и нынешнего годов мы видим, что качество выдаваемых кредитов выше, чем в предыдущие годы, я бы сказал, что показатели по качеству новых выдач находятся на лучшем уровне за пос­ледние лет семь. Это особенно очевидно, если сравнивать показатели прошлого и нынешнего годов с результатами 2012–2013 годов, когда на фоне высоких цен на энергоносители и рос­та экономики наблюдался бум потребительского кредитования.

— Как будет дальше развиваться ситуация с кредитами на рынке?

Рост продолжится и в 2018 году. При этом его темпы для портфелей потребительских и ипотечных кредитов будут немного различаться: по ипотеке мы прогнозируем рост порядка 13,7%, а по потребительским кредитам — около 10,1%. В целом по рынку кредитования прогнозируемый рост порядка 11,7%.

— Давайте рассмотрим эти сегменты подробнее. Какие перемены помимо роста объемов кредитного портфеля вы видите на рынке необеспеченного потребительского кредитования?

Если анализировать структуру рынка в 2016–2017 годах, видно, что сейчас большая часть кредитного портфеля формируется не за счет микрозаймов, а за счет кредитов на приобретение дорогостоящих вещей, например недвижимости.

— Насколько сильна конкуренция на рынке потребительского кредитования?

Конкуренция достаточно жесткая, за хороших заемщиков постоянно идет борьба. Поэтому мы постоянно совершенствуем наши продукты, оптимизируем кредитную процедуру так, чтобы большая часть клиентов имела возможность получить кредит с минимальным уровнем риска.

— Вы сказали о стабилизации доходов населения. Смягчаются ли в связи с этим требования банков к заемщикам?

Последние два-три года основные требования к заемщикам не меняются. Есть банки, которые периодичес­ки корректируют уровень минимальных требований к доходам заемщика, в Промсвязьбанке они в течение довольно долгого времени постоянны.

— Каковы основные требования к заемщику?

Первое — это стабильный уровень дохода. В первую очередь мы кредитуем сотрудников крупных компаний и предприятий с хорошей репутацией на рынке. Второе — это размер дохода. Есть еще ряд критериев, которые характеризуют профиль заемщика: его семейное положение, образование, текущий уровень жизни, наличие имущества. Совокупность этих факторов также влияет на решение банка по выдаче кредита.

— Согласно статистике Центробанка, в этом году наблюдается снижение ставок по потребительским кредитам. Это влияет на спрос, является инструментом конкурентной борьбы?

Снижение ставок, конечно, стимулирует спрос на необеспеченные потребительские кредиты, хотя в данном сегменте это не столь важный фактор, как при ипотечном кредитовании. Что касается конкуренции, мы внимательно следим за тенденциями на рынке. Недавно мы снизили процентные ставки по потребительским кредитам, наиболее заметное снижение произошло по кредитам на большие суммы.

— Вы говорили, что ожидаете в ипотечном кредитовании более быстрого роста рынка по сравнению с необеспеченным потребительским. С чем это связано?

Действительно, наиболее заметные изменения мы увидели в этом году именно в ипотечном сегменте. Если раньше рынок ипотечного кредитования был скорее рынком банков и застройщиков, то сейчас это рынок потребителя — у клиента появился широкий выбор объектов недвижимости и условий ипотечного кредитования от разных банков.

— Если смотреть на рынок, ипотеку берут в основном на новостройку?

Государственная программа субсидирования изменила структуру спроса на жилье. Ранее 60% приходилось на вторичный рынок, 40% — на первичный. Теперь соотношение такое: 30% — вторичный рынок и 70% — первичный. Причем в Москве и Санкт-Петербурге предпочтение отдают «первичке». В регионах, напротив, падение стоимости недвижимости привело к соотношению либо 50 на 50%, либо 60 на 40%. Если говорить про ПСБ, то в этом году клиенты больше интересуются вторичным рынком жилья.

— А ставки, требования к заемщикам?

Ставки по ипотечным кредитам опустились до комфортного уровня и продолжат снижение до конца года. Требования к заемщикам стандартны для всех крупных банков. Они обусловлены практикой и результатами работы и в целом равнозначны требованиям по потребительским кредитам.

— Если ставки и требования в целом схожие, в какой плоскости идет борьба за заемщика?

Оставаться конкурентоспособным можно, обеспечивая клиенту качественный сервис и непрерывно совершенствуя его. Конечно, важны надежные партнерские отношения банка с застройщиками.

— Говоря о качестве банковских сервисов, что конкретно вы имеете в виду?

Ключевые преимущества банка — скорость и порядок совершения сделки. Имеет значение, как быстро принимается кредитное решение после заявки клиента на ипотечный кредит. Мы активно используем современные технологии: внедрили электронную регистрацию заявок на кредиты и сделок. Благодаря этому решение по кредиту принимается всего за сутки.

— Уровень конкуренции высокий?

Сегодня банки очень серьезно конкурируют на рынке ипотечного кредитования и борются за заемщика. Каждый использует свои преимущества, опираясь на ставку, на качество продукта, на скорость и технологии принятия решений. Также высока конкуренция на рынке рефинансирования ипотеки, поскольку сегодняшняя процентная ставка значимо ниже, чем год или два назад, а полная стоимость кредита в случае ипотеки очень чувствительна к уровню процентных ставок, поскольку это в основном долгосрочное кредитование. У нас сейчас работает программа рефинансирования кредитов: от 10,5% годовых при условии оформления банковских программ страхования.

— В сегменте платежных карт тоже растет спрос на кредитные продукты?

По карточным кредитам динамику спроса определяют два основных фактора. Первый — это желание иметь запас прочности в виде кредитного лимита, когда человек может оперативно воспользоваться кредитными средствами и совершить нужную покупку. Второй фактор — удобство проведения расчетов с помощью карты, а также дополнительные опции, которые стимулируют наших клиентов к проведению транзакций по картам Промсвязьбанка.

У разных типов клиентов свой подход к использованию кредитных карт. Есть люди, которые используют платежные карты как основной инструмент для расчетов при совершении покупок, при этом они лишь время от времени используют кредитный лимит, открытый банком. А есть клиенты, которые чаще используют кредитные средства, но меньше проводят расчетов с использованием банковских карт.

— Вы рекомендуете этим разным типам клиентов разные типы карт?

Мы, разумеется, не пытаемся отследить профиль личных предпочтений клиента при принятии решения о выдаче ему кредитной карты, а стараемся поддерживать широкую линейку карточных продуктов, чтобы люди могли сами выбирать, что им больше всего подходит. Например, сейчас мы представили клиентам кредитную карту «100+». Она расширяет возможности кредитования для сегмента, которому нужен больший кредитный лимит на длительный срок: так, грейс-период, в течение которого за пользование кредитом не начисляются проценты, со стандартных 50 дней увеличен до 101 дня. Недавно мы запустили карты с кэшбэком в категориях трат «Путешествия» и «Покупки за рубежом». Предложение дает возможность копить мили и обменивать их на авиабилеты, аренду гостиниц и пр. В ноябре организуем интересную акцию — игру для наших клиентов, которая называется «Охота за золотом». В прошлом году она даже получила премию Рунета. В этом году мы учли пожелания клиентов и улучшили не только дизайн игры, но и ее функции, механику. Суть акции в том, что за каждую покупку по карте ПСБ MasterCard человек получает определенное количество ходов и возможность выигрывать призы. Главный — туристическая поездка для всей семьи, которую можно получить, если собрать разбросанные по всем маршрутам фрагменты карты целиком.

— Такие игры сильно увеличивают интерес клиентов к картам вашего банка?

Да, но важно, чтобы такие активности были понятными и простыми для клиента. Многие банки выстраивают слишком сложную систему расчета бонусов, возврата денежных средств (кэшбэка), систему процентных ставок, которые устанавливаются как по кредитным средствам, так и по остаткам, которые находятся на счетах клиентов. Всё это делает продукт непонятным для клиента, а значит, в нем уже нет такой необходимости.

— Для дебетовых карт подобные специальные предложения есть?

Нам есть чем похвастаться. Пенсионная карта ПСБ одна из лучших на рынке: мы платим фиксированные 5% годовых на остаток по карточному счету, предлагаем хорошие условия по вкладам — в комплексе получается отличное предложение для пенсионеров. За сентябрь число клиентов Промсвязьбанка, которые перечисляют свои пенсии на счета в нашем банке, увеличилось на 10 тыс. человек. Это существенный рост на примере абсолютно понятного продукта. В 2018 году мы выпустим семейную карту с дополнительной картой для детей. Но пока не буду раскрывать всех секретов.

— О том, что снижаются и будут снижаться ставки по кредитам, вы рассказали. А что будет со ставками по вкладам, снижение которых наши граждане видят ежемесячно, если не чаще?

Самое простое сегодня — прогнозировать ставки по депозитам. Все прекрасно понимают, что они продолжат снижаться. Центробанк периодически снижает ключевую ставку, и банки реагируют на эти сигналы, опираясь при этом и на конкурентные особенности рынка.

— Тем не менее вы признаете, что есть дифференциал в уровне ставок между разными банками. Это приводит к перераспределению клиентов?

Думаю, да. Мы обновляем клиентскую базу, приходит много новых клиентов: 36–38% из них по итогам сентября-октября — новые вкладчики. Сегодня клиенты хорошо ориентируются в конкурентной среде, оценивают надежность банка, сопоставляют ее с тем уровнем процентных ставок, которые банк предлагает.

Именно сочетание надежности и процентных ставок стимулирует клиентов на открытие счета или переход из одного банка в другой. Надо учитывать разнообразие продуктовой линейки. Помимо депозитов, например, мы предлагаем вкладчикам инвестиционное и накопительное страхование жизни. У банка есть ряд программ, поз­воляющих разместить свободные денежные средства под более высокий процент, нежели процент по депозитам.

— Сколько подобных продуктов должно быть у банка, чтобы клиент не заблудился в их разнообразии?

Можно с уверенностью сказать, что продуктовая линейка инвестиционных сберегательных продуктов у Промсвязьбанка на 100% отвечает требованиям рынка и охватывает практически все инструменты, которые могли бы быть интересны клиентам. Уровень доходности по инвестиционным продуктам может быть потенциально выше (на 10–15%), чем по депозитным продуктам. Если на сегодняшний день ставка около 8% годовых по депозитам, то по консервативным инвестиционным продуктам и отдельным решениям эта ставка может быть несколько выше. Наиболее популярный инвестиционный продукт, который пользуется спросом, — инвестиционное страхование жизни. Но по объемам продаж он пока не может конкурировать со срочными депозитами. Все-таки культура на российском финансовом рынке такова, что большая часть населения размещает деньги на срочных депозитах: мне кажется, что желание получить стабильный гарантированный доход превалирует над желанием получать дополнительный доход.

— Это массовые или премиальные продукты?

И те и другие. Мы, например, планируем развивать сегмент индивидуальных инвестиционных счетов, которые сейчас пользуются большим спросом, в том числе в премиальном сегменте.

Известия, 18.11.2017
 

Мы в соцсетях
Ссылки
 Наверх