На главную Обратная связь Карта сайта
Аналитический Центр по ипотечному кредитованию
и секьюритизации

Кредитная история никак не начнется

Вопреки закону 1 июня не приступили к работе российские кредитные бюро: ни правительство, ни регуляторы рынка не смогли обеспечить необходимой для начала их деятельности технической и правовой базы. Между тем банки, приветствуя закон в принципе, не уверены, что на практике он пойдет на пользу как им самим, так и их клиентам. В любом случае участники рынка сходятся во мнении, что реально кредитные бюро заработают не раньше чем через несколько лет.

С 1 июня вступил в силу закон № 218-ФЗ "О кредитных историях". В соответствии с ним каждый заемщик получает право накапливать свою кредитную историю — сведения, свидетельствующие о его платежеспособности. Информация должна собираться в специальных учреждениях — кредитных бюро. Банки и прочие кредиторы по закону обязаны с 1 сентября предоставлять кредитным бюро эту информацию и, в свою очередь, получают право запрашивать ее перед тем, как решить, доверять заемщику или нет.

В России уже существует несколько кредитных бюро (на данный момент они зарегистрированы как юридические лица).

Крупнейшие из них — Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), Национальное кредитное бюро (НКБ) и "Экспириан-Интерфакс". НБКИ образовано при участии Ассоциации российских банков и международной корпорации Transunion CRIF, "Экспириан-Интерфакс" — одним из крупнейших мировых кредитных бюро Experian совместно с группой "Интерфакс", НКБ — Торгово-промышленной палатой, Госкомстатом и международным кредитным агентством Dun & Bradstreet. Также в России существует ряд региональных бюро, чаще всего возникших на базе местных банковских ассоциаций.

Однако к работе ни одно из них так и не приступило. Дело в том, что для этого им необходим государственный уполномоченный орган, в задачи которого входит регистрация кредитных бюро, а также издание ряда подзаконных актов. Предполагается, что таким органом станет Федеральная служба по финансовым рынкам, однако официального решения по этому поводу до сих пор нет. Не начал работу и центральный каталог кредитных историй, за который отвечает ЦБ. В этом каталоге должны храниться сведения о том, в каких конкретно кредитных бюро находится кредитная история заемщика.

Как выразился вице-президент Инвестсбербанка Максим Чернущенко, "недостатки существующей системы кредитных бюро пока незаметны, поскольку она существует только на бумаге, а многое зависит от практики". Теперь стоит вопрос о том, успеют ли государственные органы завершить эту работу хотя бы к 1 сентября.

Отсутствие соответствующих механизмов не только станет проблемой для банков, но и повредит правам граждан, заботящихся о своей репутации.

Как сообщил вчера "Ъ" директор департамента лицензирования Банка России Михаил Сухов, сейчас ЦБ приступил к созданию каталога и начал разработку программного комплекса. В то же время в Госдуму направлен ряд поправок к закону о кредитных бюро, в том числе касающихся и работы центрального каталога. Например, пока отсутствует механизм идентификации того, кто запрашивает кредитную историю. Единственное, что указано в законе,— пользователь должен иметь письменное согласие от субъекта кредитной истории. Однако запросы будут направляться в электронном виде, и это согласие приложить к ним будет невозможно. Таким образом, возникает возможность несанкционированного доступа к конфиденциальной информации о заемщике.

Для решения этой проблемы ЦБ предлагает заемщику, разрешившему доступ к своей кредитной истории, одновременно создать для себя специальный код. По словам Михаила Сухова, при необходимости заемщик сможет зайти на сайт ЦБ, ввести этот код и дать разрешение на доступ к его кредитной истории определенному банку. Банку, в свою очередь, сообщат дополнительный код. Однако в России доступ в интернет имеют не все жители, поэтому Банк России допускает варианты направления запроса по телеграфу, через нотариуса или, наконец, напрямую через банк. Тем не менее некоторые источники в Госдуме полагают, что такой вариант все равно будет признан слишком сложным и поправка может не пройти.

Есть в законе ряд моментов, которые законотворцами сейчас не обсуждаются, но банкиров уже настораживают. Например, кредитное бюро должно предоставить банку отчет в течение десяти дней после запроса. Но сейчас очень немногие банки имеют столь длинный срок рассмотрения кредитной заявки. А при экспресс-кредитовании решение принимается вообще в течение получаса. "Отведенный законом срок не соответствует существующей в настоящей момент банковской практике и конъюнктуре рынка,— говорит замдиректора департамента розничного кредитования Промсвязьбанка Сергей Кризько.— И банки все равно будут вынуждены выдавать кредиты на свой страх и риск". А замначальника управления потребительского кредитования Московского банка реконструкции и развития Александр Митрохин отмечает, что еще один "узкий" момент в деятельности бюро — несовершенство технологической базы.

"Банковские системы и серверы бюро не адаптированы к оперативному обмену информацией при условии соблюдения требуемого уровня безопасности", — говорит он.

Впрочем, закон может не заработать и потому, что банки попытаются уклониться от его исполнения. "Указание на обязательное согласие заемщиков оставляет для крупных кредитных организаций реальную возможность не делиться своими базами данных, мотивируя это формальным отсутствием согласия заемщиков",— считает Александр Митрохин. Сейчас в закон планируется ввести поправку, обязывающую банки спрашивать у заемщика согласие на передачу сведений о нем. Без этого многие граждане могут просто не узнать о том, что такая возможность существует. И эта поправка, вполне вероятно, будет принята.

Однако то, что заемщик узнает о своем праве, вовсе не значит, что он им воспользуются — например, из опасений, что информация о его финансовых делах попадет в налоговую инспекцию. Так, например, многие банки с прошлого года начали предоставлять кредиты физическим лицам, не подтверждающим официально свой доход.

Маловероятно, что граждане, получающие "серые" доходы, согласятся на то, чтобы об их делах с банком узнал кто-то посторонний. Эти сомнения тем более актуальны, что сейчас на черном рынке регулярно появляются базы данных различных министерств и ведомств. "Нас, естественно, беспокоит вопрос, смогут ли кредитные бюро обеспечить сохранность информации и, прежде всего, гарантировать невозможность ее незаконного использования недобросовестными конкурентами",— говорит зампред правления Росбанка Лариса Долотова. Председатель правления Газэнергопромбанка Лариса Ларина также отмечает проблемы, касающиеся гарантий обеспечения конфиденциальности и отсутствия четких механизмов контроля за оборотом информации между кредитными бюро.

По мнению советника президента Российского банка развития Марины Медведевой, прозрачность информации — не насущная необходимость для большинства российских банков. "Они предпочитают страдать от недобросовестных заемщиков молча, избегая огласки таких фактов, и даже в ЦБ чаще всего сдается приукрашенная отчетность, — продолжает госпожа Медведева. — На просрочку кредиты выносятся в самом крайнем случае, когда банку уже некуда деться или ожидается какая-то серьезная проверка". С ней согласен и гендиректор НКБ Владимир Малеев. По его словам, трудно предположить, что крупные коммерческие банки начнут сразу же "сливать" данные о всех своих клиентах, поскольку это противоречит их сегодняшней корпоративной практике.

Коммерсант, 09.06.2005
 Даниил Желобанов

Мы в соцсетях
Ссылки
 Наверх