Путин поручил правительству поддержать ипотеку
Владимир Путин не отступается от своей идеи сделать наконец ипотеку в России реально работающим механизмом
Как стало известно, 3 мая президент дал обстоятельные поручения премьер-министру Михаилу Фрадкову и другим чиновникам по итогам прошедшего в апреле заседания президиума Госсовета на жилищную тему. Поручения имеют комплексный и одновременно вполне конкретный характер. Из чего можно сделать вывод, что создание системы доступного жилья, объявленное самим Путиным «национальным проектом», глава государства держит под личным контролем, не позволяя правительству и законодателям «замыливать» содержание реформы.
Владимир Путин предлагает Михаилу Фрадкову к 1 июня подготовить проект президентского указа о придании политике по развитию жилищного строительства статуса «приоритетного Национального проекта». При этом проект указа должен предусматривать создание Национального совета по жилищной политике. По данным источника «Времени новостей» в Кремле, возглавить его предстоит самому г-ну Фрадкову.
Отдельным пунктом (по-видимому, учитывая негативный опыт других реформ) Владимир Путин поручает г-ну Фрадкову и главе кремлевской администрации Дмитрию Медведеву организовать к 1 июля «масштабное информационное освещение проводимых преобразований... в целях разъяснения населению основных положений принятых федеральных законов и программ, направленных на формирование рынка доступного жилья».
Владимир Путин поставил точку и в споре между Минфином и Минэкономразвития о том, нуждается ли рынок ипотеки в поддержке со стороны государства. Такая поддержка, напомним, оказывается сейчас путем предоставления гарантий по размещаемым на рынке облигациям федерального Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК). Агентство, в свою очередь, выкупает у банков закладные по выданным гражданам ипотечным кредитам. МЭРТ считает эту практику оправданной и в апреле внесло на утверждение правительства специальную концепцию, которая предусматривает сохранение господдержки до 2010 года. Минфин настаивал на том, что финансовую поддержку нужно прекращать, тем более что рынок ипотеки уже набрал обороты.
Президент в этом споре выбрал точку зрения ведомства Германа Грефа. Так, он поручил Михаилу Фрадкову «рассмотреть и утвердить» представленную МЭРТ концепцию развития системы рефинансирования ипотечного жилищного кредитования, определить форму и параметры господдержки АИЖК до 2010 года и «разработать предложения, направленные на снижение первоначального взноса и процентных ставок по ипотечным жилищным кредитам».
Идеологически позиции Минфина и МЭРТ расходились: ведомство Германа Грефа стремилось создать условия для действительно массовой ипотеки, а ведомство Алексея Кудрина считало достаточным, что она уже доступна хорошо обеспеченным россиянам. Мотивируя обоснованность позиции МЭРТ, вице-премьер Александр Жуков на апрельском заседании президиума Госсовета сказал: "На сегодня, к сожалению, пока доходы наших граждан таковы, что реально воспользоваться ипотечными кредитами могут очень немногие, а ведь это главный механизм, который во всем мире действует для того, чтобы развивать жилищное строительство". По его мнению, цель выйти на выдачу миллиона ипотечных кредитов в 2010 году достижима, но главным препятствием является "дисбаланс между спросом на длинные дешевые кредиты и предложением банков коротких, по сути, и дорогих кредитов". Предложения МЭРТ, согласно которым АИЖК примет на себя те риски, которые пока не готова взять банковская система (обслуживание заемщиками кредитов на период свыше трех--пяти лет), позволяют решить эту проблему.
Какую из двух позиций мог поддержать президент Путин, очевидно.
Однако помимо соображения о том, что рынок уже «раскрутился», у Минфина были и другие аргументы. Так, в проекте долговой стратегии на 2006--2008 годы, который в апреле рассматривало правительство, предлагалось отказаться от предоставления гарантий АИЖК в связи с угрозой монополизации ипотечного рынка (на нее, по словам самого Алексея Кудрина, указывают участники рынка ипотечного кредитования) и риска негативных последствий для бюджета. Негативные последствия, по мнению чиновников Минфина, могут быть, если АИЖК не исполнит свои обязательства (тогда бюджет должен будет исполнять гарантии). С точки зрения экспертов агентства, такой риск существует лишь теоретически. Дефолт, считают в АИЖК, может случиться при совпадении двух условий -- если половина заемщиков не расплачивались по кредитам в течение года, а агентство оказалось не в силах обратить взыскание на заложенные под кредиты активы в виде жилья. Чиновников Минфина смущает и эффект, который возникает для текущего бюджетного процесса при гарантировании ипотеки (концепция МЭРТ предлагает заложить на период до 2010 года 263 млрд руб. в форме гарантий). Согласно Бюджетному кодексу предоставление гарантий требует резервирования средств. Для Минфина неудобно как само создание резервов, так и их высвобождение в конце года. В ответ МЭРТ и АИЖК предлагают не «выплескивать ребенка вместе с водой», а изменить нормы законодательства и предусмотреть субсидиарную ответственность государства по обязательствам агентства, как это сделано в отношении Пенсионного фонда. Как следует из формулировки поручения Путина, выбор конкретного варианта он оставил на усмотрение Фрадкова.
«Аргументы, которые приводит Минфин, скорее технологические, а не содержательные, -- говорит один из кремлевских экспертов. -- Если при сохранении гарантий для ипотеки у Минфина возникают проблемы, то нужно решать эти проблемы, а не вставлять палки в колеса всему проекту». По мнению чиновника, президент, решив сохранить поддержку ипотеки, имел в виду и значение этого рынка для реформированной пенсионной системы. Известно, что управляющие пенсионными накоплениями россиян компании (как частные, так и государственный управляющий в лице Внешэкономбанка) задыхаются от отсутствия инструментов для инвестирования этих средств. Между тем ипотечные ценные бумаги законодательно уже отнесены к категории самых консервативных активов, пригодных для инвестирования пенсионных накоплений. Однако нормативная база для выпуска этих бумаг до конца так и не сформирована. На этот счет Владимир Путин поручил премьер-министру «обеспечить безотлагательное (к 1 июля. -- Ред.) принятие нормативных правовых актов, направленных на формирование рынка доступного жилья, а также внесение необходимых поправок в законодательство».
Ряд поручений Путина касается контроля за ходом реформы. Так, Михаилу Фрадкову он предписывает уже к 1 июня организовать региональный мониторинг динамики цен на жилье и реализации нового жилищного и ипотечного законодательства «с представлением квартальной отчетности». А всем губернаторам поручено разработать программы строительства жилья и модернизации жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры.
Время новостей, 12.05.2005
Андрей Денисов