Что будет с кредитными брокерами?
Мировой финансовый кризис заставил брокеров пересмотреть отношения с банками: кардинальные ужесточения требований вынуждают брокеров искать новых партнеров. Однако сейчас это сделать намного сложнее, чем было раньше. Но кризис принес брокерам не только вышеперечисленные трудности – он также привел к значительным изменениям в продуктовой линейке фирм, занимающихся подбором кредитных программ для своих клиентов.
Как отмечает Александр Афанасьев, руководитель развития бизнеса DeltaCredit, экономический кризис действительно никого не обошел стороной. «В нашей стране институт финансового брокериджа, и в частности ипотечного, еще очень молодой и поэтому уязвимый. Как и во всех сегментах экономики, сегодня одни брокерские компании размышляют о приостановке деятельности, а другие, наиболее сильные, рассматривают текущий момент как возможность развития и ищут для этого эффективные формы», – считает специалист.
В связи с этим Александр Афанасьев отмечает, что в текущем году DeltaCredit продолжит взаимодействие с брокерами, для чего компания разрабатывает процедуры взаимовыгодного сотрудничества с учетом текущей ситуации на рынке. «Как и прежде, мы будем проводить для брокеров обучение и предоставлять им персональных менеджеров. Думаю, что совместной деятельностью мы сможем уменьшить воздействие кризиса на ипотечный рынок и способствовать его развитию на более качественном уровне», – говорит он.
Несмотря на всевозможные перемены, многие из которых трудно признать позитивными, брокеры настроены оптимистично. Основания для этого у них есть: несмотря на все трудности, банки не отказываются от сотрудничества с ними полностью, хотя, конечно, сегодня ситуация на рынке не способствует бурному развитию ипотечного кредитования или формированию условий, при которых брокерам будут полностью делегированы функции по проведению скоринговой проверки.
Роль кредитного брокера во взаимодействии потенциального клиента и банка-кредитора трудно переоценить. «Его полезность для клиента определяется грамотным ориентированием в текущей финансовой и кредитной ситуации, что экономит прежде всего время и силы заемщика. Кроме того, благодаря сотрудничеству с брокером заемщик имеет реальную возможность получить оптимальный кредитный продукт, соответствующий именно его финансовой ситуации. Особенно в условиях кризиса», – говорит Виктория Щербакова, руководитель отдела кредитных брокеров компании «Кредит Макс». Именно сейчас, когда банки-кредиторы очень придирчиво оценивают кандидатуры клиентов и ужесточают отбор, брокер может дать исчерпывающую информацию о перспективах кредитования конкретного клиента, подчеркивает она.
Функция брокера также важна и для банка, поскольку он осуществляет консультации при первом обращении и способен дать первоначальную оценку платежеспособности заемщика по требованиям именно кредитной организации. Таким образом, брокер может являться каналом продаж для банка и сэкономить время и средства для привлечения потенциального клиента.
Поэтому сейчас, в непростых условиях, финансовый брокер останется востребованным. «Но таковыми будут лишь те организации, которые имеют положительный опыт сотрудничества с банками, безупречную репутацию, высококлассный кадровый состав, способный на ориентирование в постоянно изменяющихся условиях кредитования. Недавно образованные мелкие агентства, а также очень крупные, с большим штатом слабо подготовленных сотрудников, будут испытывать серьезные трудности на рынке подобных услуг», – резюмирует Виктория Щербакова.
Некоторые эксперты сходятся во мнении, что в этом году ряд компаний, занимающихся кредитным брокериджем, может уйти с рынка. Так, например, в конце 2008 года в трудную ситуацию попал «Мультиброкер» – компания оказалась на грани банкротства в связи с тем, что основной инвестор принял решение временно приостановить деятельность компании.
РБК.Личные Финансы, 26.01.2009
Максим Казаков