На главную Обратная связь Карта сайта
Аналитический Центр по ипотечному кредитованию
и секьюритизации

Коллектор узкой специализации

В посткризисных условиях агентства по взысканию долгов отказываются от универсальной работы. Коллекторские агентства — одни из немногих счастливчиков, для которых кризис оказался благодатной почвой. Объемы просроченной задолженности, причем не только перед банками, увеличивались, и услуги по взысканию долгов становились все более востребованными. С восстановлением экономики коллекторские компании ощутили необходимость отказаться от универсальной работы и делают ставку на специализацию. Рынок в целом становится все более цивилизованным, не исключено, что механизм саморегулирования появится и в этой сфере, считают эксперты.

В условиях кризиса кредиторы перестали справляться с растущей лавинообразными темпами задолженностью. Финансовая нестабильность, оттягивание должниками сроков погашения задолженностей сыграли на руку коллекторам, которых стали все чаще привлекать как к досудебному взысканию долгов, так и уже в процессе исполнительного производства, говорит управляющий партнер РАУД Александр Митин. Управляющий партнер коллекторского агентства Morgan & Stout Димитриос Сомовидис, напротив, считает, что, конечно, в кризис растет объем проблемных долгов, однако объемы экономики уменьшаются, так что, выигрывая в коротком промежутке времени, коллекторы могут столкнуться со снижением объема предложения уже в среднесрочной перспективе. "Коллекторский рынок может успешно развиваться только в рамках здоровой экономики", — считает эксперт. Сегодня в России насчитывается около тысячи коллекторских компаний, но только чуть более десятка можно отнести к крупным игрокам рынка. Много новых фирм появилось в конце 2008-го — начале 2009 года, однако не заработав "легких" денег, большинство из них исчезло.
 
Руководитель коммерческой службы Первого коллекторского бюро Александр Капустин отмечает, что в кризис качество передаваемых на сопровождение и переуступаемых банками долгов не стало лучше, соответственно, возросли издержки на взыскание, поддерживать эффективность взыскания на фоне снижения доходов населения стало значительно сложнее. "Рост объемов работы у коллекторов в кризис в большинстве случаев происходил за счет увеличения количества "плохих" долгов, процесс взыскания которых занимает длительное время и не всегда заканчивается положительным результатом — на фоне значительного увеличения количества заказов на работу не всегда происходит увеличение рентабельности", — добавляет генеральный директор Петербургского коллекторского агентства Кирилл Рединов.
 
С приходом кризиса наблюдался некоторый рост цен на коллекторские услуги, ряд компаний перешли на поэтапную оплату, отказавшись от оплаты по результату, отмечает заместитель директора "Юрколлегии" Наталья Мухина. По ее словам, также изменились критерии долга, в частности сократился период просрочки, увеличилась минимальная сумма долга, с которым готова работать компания.
 
Вопросы со свежей просроченной задолженностью банки, лизинговые, страховые компании, как правило, предпочитают решать самостоятельно, на более поздних этапах наименее затратно подключение коллекторов, однако решение принимается индивидуально в зависимости от статуса должника, суммы долга и других параметров. По мнению Романа Соболева из коллекторского агентств "Акцепт", специализированная организация, в которой сконцентрированы колл-центр, группы выезда, юридическая служба, работает более эффективно, чем отдельно взятые службы безопасности, менеджеры, юристы банков. Директор департамента юридического консультирования и филиала консалтинговой группы "НЭО Центр" в Петербурге Владислав Мазурок добавляет, что деятельность по взысканию задолженности в глазах должника носит негативный характер, в условиях большого количества должников такое восприятие становится массовым. "В целях сохранения репутации целесообразно привлекать внешних специалистов, но не закрывать глаза на применяемые ими методы", — отмечает эксперт.
 
Крупные коллекторские агентства проводят работу в несколько этапов: сначала дистанционно уведомляя о необходимости погасить долг — по телефону, почтой (soft-collection), затем встречаясь с должником лично, в том числе и разыскивая его (hard-collection), и далее — обращаясь в суд и сопровождая исполнительное производство. В редких случаях агентство может инициировать и уголовное судопроизводство. "Возможно, высокая эффективность работы профессиональных долговых агентств будет способствовать тому, что банковское сообщество будет в будущем передавать портфели в работу и на более ранних стадиях", — не исключает Димитриос Сомовидис.
 
Не возьмется коллекторское агентство за взыскание долгов по кредитам, полученным с использованием мошеннических схем, долгов, не подтвержденных документально. Заместитель генерального директора "АФК-Аудит" Ксения Янковская отмечает, что агентства, которые действуют в рамках законодательства, скорее отказываются от "необеспеченной" задолженности, когда должник по сути банкрот или активы компании, которые могли бы при реализации погасить хотя бы часть претензий кредиторов, фактически отсутствуют, например, в сфере услуг. "Коллекторское агентство — это прежде всего коммерческая организация, и при принятии решения о работе с тем или иным долгом или пакетом определяющим критерием является возможность получения экономической выгоды при работе с проблемным активом", — говорит Кирилл Рединов.
 
В условиях начавшегося восстановления экономики услуги коллекторов продолжают оставаться востребованными, говорит Ксения Янковская. "Как минимум еще пару лет этот рынок будет стабилен", — считает она. Александр Капустин добавляет, что сейчас банки продолжают передавать на сопровождение коллекторским агентствам портфели долгов, причем довольно старых, портфели проблемных кредитов все чаще продаются, так как банкам необходима и такая возможность получения средств для того, чтобы вкладывать их в развитие бизнеса. Владислав Мазурок подчеркивает, что в посткризисных условиях коллекторские агентства должны более тщательно работать с просроченной задолженностью, могут происходить изменения в системе работы агентств с целью увеличения прибыльности, например, переход с агентской схемы работы с банком на выкуп долгов.
 
Ряд экспертов уверены, что коллекторский бизнес становится более цивилизованным. "Поднят вопрос о законе о коллекторской деятельности, обсуждается создание саморегулируемых организаций, что обуславливает динамичное развитие долгового рынка", — говорит представитель Балтийского коллекторского агентства Павел Бородкин. Александр Митин отмечает, что стало активно развиваться и антиколлекторское направление — появляются компании, которые представляют интересы должника на стадии переговоров или в судебных процессах. По мнению Александра Капустина, наметилась тенденция специализации компаний на каком-то конкретном этапе — дистанционном, выездном, судебном. "Существует и другое деление: часть агентств предпочитает наращивать собственный портфель в управлении за счет активного выкупа прав требований, другие — выступать в качестве внешнего агента, сопровождающего переданные ссуды", — говорит он.

РБК daily, 15.11.2010
 Ирина Лапенчикова

Мы в соцсетях
Ссылки
 Наверх