Главным ньюсмейкером российского ипотечного рынка стал Сбербанк
В конкурентной борьбе на ипотечном рынке сегодня последнее слово остается за Сбербанком. Новые продукты позволят кредитору увеличить рыночную долю за счет заемщиков, не спешивших взять ипотеку в рамках инвестиционного бума.
Удорожание оборотных средств заставляет банкиров повышать годовые процентные ставки и ужесточать условия жилищного кредитования. Но неожиданно для всех Сбербанк вывел на рынок продукт, не укладывающийся в общую тенденцию.
Апрельские тезисы
В начале апреля главным ньюсмейкером российского ипотечного рынка стал Сбербанк.
Во-первых, кредитор начал принимать от соискателей заявки с представлением всего двух документов. Это паспорт гражданина РФ и второй документ, удостоверяющий личность, на выбор – водительские права, военный билет, загранпаспорт и т. д. Уточним: ранее Сбербанк на основании двух документов (паспорта и анкеты) принимал заявки только у россиян, имеющих в банке зарплатные счета. В то же время ряд игроков ипотечного рынка выдает кредиты при представлении заемщиком упрощенного пакета документов не первый год. И кстати, при современных методах оценки кредитоспособности заемщиков эксперты все чаще относят требования представить подробный пакет документов к анахронизмам. Таким образом, Сбербанк сделал шаг, которого от него давно ждали.
Во-вторых, для партнеров – аккредитованных застройщиков и работающих на первичном рынке недвижимости агентств Сбербанк запустил акцию «12-12-30». Эти партнеры получили право принимать от потенциальных заемщиков заявки с первым взносом в 12% и ставкой 12% годовых на срок до 30 лет. Акция продлится до 30 июня текущего года.
Запуск данного продукта обращает на себя внимание как минимум по следующим причинам. Оригинальным решением можно считать то, что в собственных офисах и ипотечных центрах Сбербанк выдавать кредиты «12-12-30» не будет. Продукт полностью отдан на откуп другим участникам рынка. Акция позволит укрепить партнерские отношения банка с контрагентами первичного рынка недвижимости. Это тем более важно, что ряд конкурентов Сбербанка наоборот отменили агентские вознаграждения для партнеров. То есть лояльность контрагентов к Сбербанку будет повышаться в ущерб отношениям с другими кредиторами.
Любое удобное время
До сих пор с таким первым взносом и процентной ставкой Сбербанк давал жилищные кредиты только на срок до 12 лет. Это автоматически увеличивало ежемесячный размер выплаты. И многим заемщикам предложение оказывалось не по карману. Теперь потенциальные клиенты получили возможность выбирать комфортный срок кредитования.
При этом у Сбербанка, в отличие от ряда конкурентов, при ипотечном кредитовании отсутствуют требования об обязательном страховании жизни и трудоспособности. Точнее говоря, эти виды страхования являются добровольными. Их отсутствие не приводит автоматически к увеличению процентной ставки. Поэтому итоговое предложение оказывается привлекательным для широкого круга россиян.
По мнению руководителя ипотечного направления департамента новостроек NAI Becar Сергея Гребенюка, вышеперечисленные меры при текущей рыночной конъюнктуре приведут к заметному перераспределению рыночных долей ведущих игроков в пользу Сбербанка.
Вопреки привычной логике
Также отметим, что новый продукт оказался для всех игроков ипотечного рынка сюрпризом. Банк с 14 февраля снижал ставки на 0,5 п.п. для заемщиков, не являющихся участниками зарплатного обслуживания. Можно было ожидать, что этим шагом на ближайшие несколько месяцев все и закончится.
При этом за неделю до запуска акции «12-12-30» ближайшие конкуренты Сбербанка – ВТБ24 и Газпромбанк – наоборот подняли процентные ставки. Представители обеих структур свои действия объяснили ростом стоимости заемных средств.
Напомним, 3 марта Центробанк РФ повысил ключевую ставку с 5,5 до 7%. Тогда же, комментируя БН данное событие, заместитель генерального директора АИЖК Анна Любимцева сообщила, что увеличение Банком России ключевой ставки не отразится на рынке ипотеки только в случае, если будет носить краткосрочный характер. «Однако если новый уровень ключевой ставки продержится продолжительное время, банки, скорее всего, будут поднимать ставки по кредитам, в том числе ипотечным», – добавила представитель АИЖК.
А на днях председатель Банка России Эльвира Набиуллина сообщила, что как минимум до июньского заседания совета директоров ЦБ РФ ключевая ставка останется на уровне 7%. Игроки получили недвусмысленный сигнал: в ближайшее время фондирование не подешевеет.
Таким образом, если от Сбербанка и можно было ожидать пересмотра подхода, то в сторону ужесточения, а не либерализации.
Упущенная выгода
Выигрыш Сбербанка оказался бы еще значительней, если бы он упростил требования по документам и запустил акцию «12-12-30» на один-два месяца раньше.
В начале 2014 года на российском ипотечном рынке наблюдался инвестиционный бум. Согласно данным Банка России, в январе нынешнего года в стране было выдано свыше 50 тысяч жилищных кредитов против 38 тысяч в январе прошлого года.
В феврале бум продаж с городов-миллионников распространился на города с числом жителей в 200-300 тысяч. По словам председателя совета директоров АРИН Андрея Тетыша, такого ажиотажа на рынке недвижимости не наблюдалось с 1998 года. Однако уже по итогам марта наблюдается снижение покупательской активности. «Мы ожидаем замедления темпов прироста», – говорит председатель правления банка DeltaCredit Сергей Озеров.
А в целом аналитики DeltaCredit не меняют годовой прогноз и по итогам 2014 года ожидают прироста рынка в 15% (см. табл.). Иначе говоря, рост продаж Сбербанка будет происходить на фоне общего снижения спроса на ипотечные кредиты. То есть Сбербанк со своей акцией припозднился.
Между тем, констатирует генеральный директор компании «Метриум Групп» Мария Литинецкая, в связи с увеличенным потоком обращений в начале года часть кредиторов практически выполнили годовые планы и теперь могут себе позволить выбирать только наиболее благонадежных клиентов.
Это значит, что в первой половине 2014 года заемщикам не следует особо надеяться на появление новых, еще более лояльных ипотечных программ.
bn.ru, 11.04.2014
Игорь Чубаха