Ожидания девелоперов от нового правительства
15 мая, премьер-министр Дмитрий Медведев представит президенту России Владимиру Путину свои предложения по составу кабинета министров, включая главу Министерства строительства и ЖКХ. Накануне Дмитрий Медведев предложил назначить Виталия Мутко, который курировал в предыдущем кабмине вопросы спорта, вице-премьером по вопросам строительства и региональной политики.
«РБК-Недвижимость» узнала у ведущих российских застройщиков, чего они ждут от нового правительства и профильного министерства в ближайшей перспективе.
«Без резких движений»
Владимир Воронин, президент ФСК «Лидер»:
— Горизонт планирования в девелопменте и строительстве жилой недвижимости довольно долгий. От момента покупки площадки девелопером до заселения людей в новые дома проходит примерно пять-шесть лет. Поэтому все изменения в отрасли должны происходить постепенно и быть нацеленными на понятные задачи.
В последнее время анонсировано и принято несколько законодательных инициатив, которые должны в корне изменить схему работы на рынке недвижимости, решить проблему появления обманутых дольщиков, сделать привлечение денежных средств застройщиком более прозрачным. Крупнейшие игроки рынка стали адаптировать свои стратегии под новые правила. Это означает, что для рынка важно продолжение намеченного курса, без резких движений.
«Создание межведомственной рабочей группы»
Сергей Качура, генеральный директор ГК «А101»:
— Основная задача для российской строительной отрасли в целом остается неизменной — обеспечение потребности граждан России в собственном жилье и повышение качества жизни людей при сохранении стоимости квадратного метра на комфортном для населения уровне. За последние несколько лет в результате консолидированных усилий всех участников, включая сами девелоперские компании, профильные органы власти и банковский сектор, в этом направлении удалось достигнуть заметных успехов, в том числе в области создания комфортной городской среды, формирования разнообразного и качественного жилья, развития рынка ипотечного кредитования и увеличения количества выгодных ипотечных программ для различных групп населения. Эту работу, безусловно, следует продолжать, однако дополнительное внимание целесообразно уделить вопросам внедрения технологий нового поколения.
Резкий рывок вперед произойдет только тогда, когда мы начнем иначе работать с территорией и реализовывать в своих проектах принципы «умного города». Это, в частности, внедрение элементов «умного дома» в жилые комплексы и офисные здания, создание функциональных общественных зон, дальнейшая автоматизация и использование информационных систем в работе сферы ЖКХ, создание взаимоувязанных с городскими службами систем безопасности, а также учет и программирование на развивающихся территориях транспортных и пешеходных потоков.
Чтобы обеспечить равномерное повышение качества жизни во всех регионах России, а заодно простимулировать скорейшее внедрение принципов «умного города» в стандартную отраслевую практику, необходимо собрать единую программу развития российских городов и наложить ее на программу необходимых законодательных инициатив, основной задачей которых должна стать поддержка инновационных решений. Среди необходимых мер — создание механизмов для оперативного и своевременного принятия решений о выделении средств на развитие проектов нового типа городских пространств. Кроме того, крайне важно обеспечить плотное взаимодействие девелоперов с сетевыми компаниями, которые способны оказать серьезное влияние на скорость формирования сетевой инженерной инфраструктуры — кровеносной системы любой территории.
Наконец, представляется целесообразным создание межведомственной рабочей группы или ее аналога при Минстрое РФ с участием представителей системных девелоперов, финансовых и сетевых структур для обсуждения вопросов, способных повлиять на скорость реализации системных проектов по развитию территорий нового типа. Например, об упрощении девелоперам доступа к финансовым ресурсам и о развитии контрольных процедур, которые будут направлены на стратегическое планирование и синхронизацию действий всех участников таких проектов.
Вместе с тем застройщики должны оставаться эффективными как бизнес-единицы, искать действенные способы снижения издержек и оперативно адаптироваться к законодательным изменениям, иначе никакие меры поддержки не дадут нужного результата.
«Систематизация применения цифровых технологий»
Олег Мамаев, президент компании «Лидер Инвест»:
— Из ключевых отраслевых вопросов отмечу необходимость доработки законодательства в части реализации проектов комплексного освоения территории. Правило «один объект — одно разрешение» создает излишние административные барьеры для реализации масштабных комплексных проектов.
Также необходимо последовательно продолжать работу по переходу отрасли жилищного строительства на проектное финансирование. Именно банки как профессиональные участники инвестиционного процесса способны проанализировать и оценить как самого застройщика — его репутацию, опыт, надежность, финансовые, кадровые и производственные ресурсы, так и перспективы реализуемого им жилого проекта. Переход на проектное финансирование — это движение в сторону большей профессионализации отрасли и большего контроля со стороны профессиональных участников.
Как московский девелопер отмечу положительный результат программ благоустройства и развития городской среды. Город комплексно развивает инфраструктуру, общественные пространства, парки и скверы, и мы как застройщики принимаем активное участие в этом процессе сбалансированного развития города и формирования однородной качественной среды обитания. С подачи Минстроя России аналогичные процессы сегодня получили импульс развития и в других регионах.
Среди направлений, которые могут стать приоритетными для Минстроя на ближайшие годы, — систематизация применения цифровых технологий в проектировании и строительстве, реализация принципов «умного города», ориентированного на конечного жителя, его комфорт и высокое качество жизни.
«Субсидирование кредитных ресурсов»
Даромир Обуханич, генеральный директор ГК «МИЦ»:
— Следующие шесть лет работы Минстроя для большинства игроков обозначены неизбежной траснформацией рынка и отрасли в целом. Сегодня мы понимаем, насколько важна взвешенность каждого предпринимаемого шага. Зыбкая экономическая ситуация, отражающаяся на конъюнктуре рынка, и изменения в законодательстве не могут не затронуть развитие отрасли. Сегодня предельно серьезно стоит отнестись к работе и участию финансового сектора в формировании новой, поддерживающей среды для рынка недвижимости. Комплексный подход с участием государства и правильная регуляторная политика позволят не только выдержать влияние внешнеэкономических факторов, но и развивать мощности, наращивая темпы роста.
Субсидирование кредитных ресурсов, разработка комплекса действий, направленных на доступное обеспечение крупных микрорайонов необходимой инфраструктурой, развитие ипотечного кредитования и упрощение регламента административной работы — государственные задачи, способные максимально эффективно приводить в активное движение механизм жизни отрасли.
РБК, 16.05.2018
Ольга Мамаева