ЦБ объединит все предложения по рефинансированию на одном сайте
С 2019 года россияне смогут рефинансировать свои кредиты на платформе маркетплейс, которую создает Центробанк. Об этом «Известиям» рассказал источник, близкий к ЦБ. Информацию также подтвердили два банкира, знакомых с ситуацией. Платформа позволит выбрать наиболее приемлемое из предложений всех российских банков по рефинансированию, сразу оставить заявку и в дальнейшем получить займ. Эксперты поддержали новацию, отметив, что она поспособствует снижению долговой нагрузки населения и улучшению качества кредитных портфелей банков.
Как пояснил источник «Известий», близкий к Банку России, уже в следующем году на платформе маркетплейс соберут все предложения отечественных банков по рефинансированию. Пользователь после ввода параметров своего займа сможет получить в окне платформы ответы от разных кредитных организаций. Затем ему останется выбрать предложение и оставить заявку на рефинансирование.
Чтобы воспользоваться платформой, клиенту потребуется посетить любой банк и сдать биометрические параметры, указал источник. Данные попадают в Единую биометрическую систему (ЕБС должна заработать с 1 июля 2018 года). После того как он оставит заявку на рефинансирование, платформа направит запрос в ЕБС для подтверждения личности по биометрии. Маркетплейс перенаправит клиента на сайт госуслуг, где ему необходимо будет ввести логин и пароль для подтверждения личности. Единая система идентификации и аутентификации сайта госуслуг направит подтверждение данных гражданина в ЕБС, которая, сверив полученные данные, отошлет положительное решение об аутентификации в конкретный банк.
Как только там получат подтверждение личности пользователя, он с сайта госуслуг вернется на маркетплейс и будет ждать оформления рефинансированного кредита.
Сбор предложений по рефинансированию от всех российских банков на одной площадке — прогрессивная новация, особенно с учетом того, что рынок рефинансирования ипотечных и потребительских кредитов набирает обороты и имеет серьезный потенциал роста, уверен вице-президент СМП-банка Роман Цивинюк.
— Ставки по кредитам снижались в течение последнего года. По ипотеке они упали на 3–5 п.п. до 9,5–10% годовых, по потребительским займам — на ту же величину до 11,5–13%, — отметил Роман Цивинюк. — Многие заемщики, получившие ранее кредит по более высоким ставкам, сейчас рефинансируют свои займы или планируют сделать это в ближайшем будущем.
Нововведение позволит увеличить объемы рефинансирования примерно на 30%, подсчитала управляющий партнер аудиторской компании «2К» Тамара Касьянова. Это также поспособствует снижению долговой нагрузки заемщиков и улучшению качества кредитных портфелей банков, добавила она. Правда, эксперт опасается, что проблемы могут возникнуть с привлечением клиентов в систему маркетплейса: не у всех есть время и желание сдавать биометрические параметры.
Все предложения соберут в одном месте: клиентам не придется изучать десятки условий банков, посещая их сайты или офисы, что сократит время на рефинансирование, отметил управляющий директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» Александр Сараев.
Новация также повысит уровень конкуренции между банками и даст возможность даже небольшим игрокам соревноваться с крупными, отметил управляющий директор по розничным продуктам Абсолют-банка Антон Павлов. Для клиента это будет означать лучшую цену, максимально быстрое кредитное решение, упрощение процедуры и возможность выбрать провайдера с лучшим качеством услуг, считает директор департамента кредитного бизнеса банка «Открытие» Михаил Чамров.
Маркетплейс позволит банкам расширить круг потенциальных клиентов, добавил Александр Сараев. Размещение предложений на платформе ЦБ исключит скрытые комиссии, банки будут максимально прозрачно представлять все условия кредитования, полагает руководитель департамента финрейтингов Национального рейтингового агентства Карина Артемьева.
Создание платформы маркетплейса — одна из приоритетных задач Банка России, рассказали «Известиям» в ЦБ. К ней подключат все банки и всех страховщиков. Во II квартале 2018 года стартует «пилот» платформы маркетплейса, в полную силу проект должен заработать в начале следующего года. Тогда же определят оператора платформы и размер платы за подключение банков и страховщиков.
Известия, 01.05.2018
Анастасия Алексеевских