Государственные программы по поддержке молодых семей фактически бесполезны
Государственные программы по поддержке молодых семей фактически бесполезны. Они не решают основных поставленных задач – не способствуют улучшению демографической ситуации в стране и весьма условно поддерживают молодые семьи. Таков вывод Счетной палаты (СП) по результатам проверки госпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2015–2020 годы. Ответ на замечания Счетной палаты российские парламентарии, очевидно, смогут узнать уже в среду во время отчета Госдуме главы Минстроя Владимира Якушева.
С 2002 по 2017 год на улучшение жилищных условий молодым семьям в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» из федерального бюджета выделено свыше 55 млрд руб., и в 2018 году планируется направить еще 4,3 млрд руб. Есть риски, что поставленные стратегические задачи не будут достигнуты из-за недостаточного финансирования, следует из результатов проверки СП.
В интервью ТАСС аудитор Счетной палаты Юрий Росляк также подчеркнул, что государственная поддержка молодых семей пока что дает незначительные результаты. В России свыше 219 тыс. молодых семей являются участниками программы. При этом в год реальную помощь получают около 14 тыс. семей.
«Изначально же по итогам реализации подпрограммы в 2015–2020 годах предполагалось выдать 157 тыс. молодых семей свидетельства на получение соцвыплаты для приобретения жилья. Однако в течение трех лет объем финансирования подпрограммы из федерального бюджета уменьшен почти на 20% – до 29 млрд руб., а целевые показатели – почти на 40% – до 98,5 тыс. семей», – следует из отчета СП.
Напомним, программа направлена на улучшение жилищных условий для молодых семей. Государство покрывает до 35% стоимости на покупку жилья тем, чей возраст не достиг 35 лет, и тем, кто признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Размер самой субсидии различается в регионах и зависит от установленного там норматива стоимости квадратного метра.
В итоге не все семьи получают субсидии. «Например, в 2015–2017 годах в Курганской области господдержку получили только 3% молодых семей – участников подпрограммы, в Оренбургской области – не более 2,5%», – говорят в СП.
Аудиторы в своем докладе обращают внимание и на такую проблему, как отсутствие дифференциации стоимости 1 кв. м жилья в муниципальных образованиях. «То есть семьи из разных муниципальных образований оказываются в неравных условиях, так как кому-то социальная выплата позволяет полностью оплатить жилье. Это не создает стимулов для молодых семей привлекать собственные средства или брать ипотечные кредиты на строительство или приобретение жилья», – сетуют в СП.
Кроме того, обращают внимание в Счетной палате, возраст участников подпрограммы не должен превышать 35 лет. Это означает, что по достижении этого возраста такие семьи выбывают из программы, даже если долго ждали соцвыплату. «В 2018 году в Курганской области только в двух муниципальных образованиях из подпрограммы выбыло 117 семей, в Оренбургской области в 4 муниципальных образованиях 601 семья. Минимальный срок ожидания этих семей составлял 3 года, максимальный доходил до 11 лет», – заявил Росляк.
А некоторые семьи получают социальные выплаты для улучшения жилищных условий в приоритетном порядке, продолжают в СП. К таким они, в частности, относят многодетных. В итоге семьи без детей, с одним и двумя детьми зачастую не успевают воспользоваться правом на получение господдержки, так как выплаты идут преимущественно многодетным семьям. «Изначально же программа создавалась для поддержки всех молодых семей. Ее цель – решение в том числе демографической проблемы. Но региональные власти приоритет отдают многодетным», – признают аудиторы.
И если меры господдержки в меньшей степени направлены на поддержку собственно российских семей, то кто же в этом случае является основным бенефициаром государственной помощи?
″ По мнению ряда экспертов, основной выгодополучатель государственной помощи – собственно сам строительный сектор. Это частично подтверждают и сами чиновники.
Тот же Росляк в интервью ТАСС подчеркнул, что «помощь молодым семьям – комплексный проект. С одной стороны, улучшение уровня жизни молодежи должно повлечь за собой решение демографической проблемы. Но ведь, с другой стороны, реализация программы увеличивает спрос на жилье, то есть создает предпосылки для роста строительства».
В приоритетных задачах властей – увеличение ввода нового жилья. Так, по майскому указу президента к 2024 году страна должна строить 120 млн кв. м жилья в год. Заметим, это требование базируется на прогнозе, по которому среднегодовые темпы роста реальных доходов населения составят почти 4% (см. «НГ» от 07.03.18). Таким образом, власти надеются улучшить жилищные условия для 5 млн российских семей. В этом им, очевидно, должен помочь и дальнейший рост ипотеки. В частности, как заявляет замминистра финансов Алексей Моисеев, размер ипотечного рынка необходимо довести с текущих 6,5 трлн руб. д 17 трлн руб.
При этом сама строительная отрасль последние несколько лет отличается снижением ввода жилья (см. «НГ» от 07.02.18). А по данным Росстата, убыточной в России была каждая четвертая строительная компания (см. «НГ» от 01.02.18). Впрочем, эти убытки у многих могли быть нарисованными.
Удивительным выглядит тот факт, что на фоне кризиса отрасли, стагнации экономики и доходов населения цены на жилье почему-то растут. Так, по итогам 2018 года цены на жилье выросли в 36 регионах европейской части России и лишь в 14 снизились, следовало из данных сервиса «Яндекс. Недвижимость». Из тех регионов, которые показали рост, наиболее существенно увеличилась стоимость в Москве – +12%. Почти на столько же за прошлый год подешевел квадратный метр в Смоленской области. И в текущем году россияне не ждут снижения цен. Как следовало из опроса, проведенного порталом Domofond, 52% респондентов ожидают дальнейшего повышения цен на недвижимость.
Ряд экспертов «НГ» поддерживают выводы СП о низком влиянии госпрограмм на улучшение демографических показателей. «Для получения льготного займа на покупку квартиры стоит запастись терпением, так как процедура предоставления субсидии небыстрая. Пакет документов, подтверждающий статус льготника, в каждом регионе свой. В итоге наиболее кредитоспособные остаются без помощи со стороны государства, а доля многодетных семей среди льготных заемщиков мала. Вот отсюда и выходит неэффективность программы», – полагает доцент Российского экономического университета им. Плеханова Александр Тимофеев.
«Программа поддержки молодых семей формировалась в тучные годы, она не могла учитывать глубины спада в период кризиса, который тогда еще даже не наступил. В дальнейшем, по мере роста доступности жилья в связи с тем, что цены на рынке не росли, а ставки по ипотечным кредитам опускались ниже 9,5%, про нее особо не вспоминали», – считает аналитик компании «Алор» Алексей Антонов. И сейчас в связи с ликвидацией института долевого строительства и ужесточения требований к ипотечным заемщикам вопрос о доступности жилья для молодых семей снова стал актуальным, продолжает он.
Госпомощь действительно направлена в адрес молодых и многодетных семей, уверены некоторые наблюдатели. Условия поддержки, которой далеко не все могут воспользоваться, отмечают аналитики. При этом многие не согласны, что госпомощь лишь увеличивает прибыли застройщиков. «Молодые семьи многда покупают жилье не только у застройщиков, но и на вторичном рынке», – указывает преподаватель РАНХиГС Наталия Рогожина.
Независимая газета, 24.01.2019
Ольга Соловьева