Цифровая ипотека: как выстроить бесшовный клиентский путь
Развитие цифровой ипотеки движется к полностью онлайн-сделке, все этапы которой будут проходить в смартфоне. Рассказываем, как цифровые сервисы упрощают проведение ипотечной сделки.
Сложно представить современный мир без цифровых сервисов. Ипотека — не исключение, банки активно переводят процессы, связанные с получением ипотечного кредита, в онлайн-формат. Чтобы провести сделку быстро и комфортно, нужно оцифровать все этапы — одобрение кредита, оценку имущества, страхование и регистрацию собственности. Для этого банки создают собственные экосистемы или используют уже готовые IT-решения.
«Банки стараются привлекать к себе клиентов, в том числе с помощью развития удобных клиентских сервисов. Если заемщику одобрили кредит, то важно, чтобы он не ушел до сделки из-за неудобного сервиса, сложности подготовки документов и других причин», — отмечает партнер группы компаний SRG Максим Русаков. По его словам, электронные сервисы делают ипотеку удобной для клиентов и выгодной для банков.
Вместе с экспертами рассказываем, как внедрение цифровых сервисов в ипотечный процесс позволяет сократить время на его проведение, упростить процедуру оценки, регистрации и страхования недвижимости и сделать ее максимально безопасной.
Рост спроса на цифровые сервисы
В банке «Открытие» отмечают высокий рост спроса на различные онлайн-сервисы среди заемщиков — этому способствовала и пандемия. За последние два года доля продаж в цифровом канале по ипотеке в банке увеличилась примерно в два раза. И это не предел, поэтому развивать сервисы и оцифровать весь путь клиента — стратегические задачи банков, считает вице-президент банка «Открытие» Нина Крючкова. По ее словам, полный перевод ипотеки в онлайн — это лишь вопрос времени.
В Альфа-Банке отмечают рост спроса на такие онлайн-сервисы, как оценка недвижимости и электронная регистрация. «Цифровые сервисы в последнее время набирают популярность у клиентов банков, в том числе в сфере кредитования. Альфа-Банк активно развивает и разрабатывает новые цифровые услуги и сервисы. Их внедрение, в свою очередь, позволяет сократить бумажный документооборот, дать быстрый и качественный сервис клиентам», — отмечает руководитель департамента развития ипотечного кредитования Альфа-Банка Артем Иванов.
Через год после запуска экосистемы «Свое жилье» доля цифрового канала в заявках на ипотечный кредит в Россельхозбанке (РСХБ) составляет 20% (или каждая пятая заявка). «Думаем, что доля будет выше, так как рынок недвижимости и ипотечного кредитования сильно стремится «в цифру». Скорее всего, через два-три года заявка на бумаге будет редким случаем среди банков — лидеров ипотечного рынка», — прогнозирует директор Центра развития финансовых технологий РСХБ Елена Батурова.
«Цифровые сервисы сегодня — необходимость»
Нина Крючкова, вице-президент банка «Открытие»:
— Путь ипотечного клиента, пожалуй, один из самых сложных среди банковских продуктов. Требуется подобрать квартиру, получить одобрение банка, заказать оценку недвижимости, оформить страховку, зарегистрировать сделку — и все это делается через разные сервисы. Наличие цифровых сервисов делает путь клиента более простым и удобным.
Для банка это уже вопрос не в выгоде, цифровые сервисы сегодня — необходимость. Тот, кто не будет их внедрять, проиграет рынок. И не так важно, своими руками они были разработаны или используется готовый продукт, важно их наличие.
Группа компаний SRG
SRG представляет собой многопрофильную группу компаний, которая работает в разных отраслях экономики (недвижимость, финансы, информационные технологии и т. д.) и является одной из ведущих консалтинговых организаций России. Входит в топ-3 оценочных групп и в топ-15 крупнейших консалтинговых групп страны. SRG работает на рынке свыше 20 лет, имеет более 30 банков-партнеров, 14 партнеров — страховых компаний.
«Рынок ипотеки развивается, но его диспропорции глобально не изменились за последние пять лет. Ресурсы неравномерно распределены между игроками. Цифровизация всегда требует крупных инвестиций в разработку, создание инфраструктуры, и крупнейшие игроки могут соотнести эти затраты на 50% рынка. Доля ипотечного рынка у банка, даже входящего в топ-10 крупнейших в России, будет всего 1–5%. При этом ресурсы такого банка на создание собственной экосистемы сопоставимы. Любая автоматизация окупается на большом количестве транзакций. Ипотека — это не такие частые транзакции, как, например, денежные переводы. Скорее всего, затраты на создание ипотечного ИТ-решения in-house экономически нецелесообразны», — говорит партнер группы компаний SRG Максим Русаков.
«Нет смысла изобретать велосипед, так как уже существуют стандартные инструменты (страхование, экспертиза залога, его оценка и регистрация) и их можно автоматизировать и предоставить банку как облачные технологии. Затраты на автоматизацию таких сервисов разделены между всеми игроками. Таким образом, доступ к цифровой ипотеке получают все банки, и необязательно строить экосистему собственными силами. Банк не тратит ресурсы, экономит время, получая готовое решение, которое сразу можно использовать. При этом в каждый момент все под контролем, менеджеры банка знают, на каком этапе заемщик, и не теряют связи с клиентом. Такой подход позволяет банку увеличивать конверсии в сделки за счет качественного онлайн-обслуживания и прозрачности. Перекладывая на партнера автоматизацию, основные бизнес-ресурсы банка можно сконцентрировать на профильной деятельности, на привлечении клиентов и монетизации», — отмечает Максим Русаков.
Экономия времени и удобство: в чем плюсы цифровых сервисов
Максим Русаков, партнер группы компаний SRG:
— Человек редко сталкивается с покупкой недвижимости. Пройти все шаги для оформления ипотеки — это стресс. Ипотечная платформа упрощает клиенту выбор, предоставляя всю информацию в одном окне. Все — как в обычном маркетплейсе: широкий выбор поставщиков услуг (оценочные, страховые компании), полная информация о каждом из них, оптимальное ценообразование и высокое качество за счет прозрачности, контроля качества и конкуренции. Не нужно никуда звонить, общаться, сравнивать, оставлять свои контакты, за клиента уже все продумали и сделали.
Если говорить глобально, то развитие цифровой ипотеки движется к полностью онлайн-сделке. Все этапы оформления будут проходить в смартфоне. Сделка станет еще безопасней, сроки значительно сократятся. В идеале сделка должна превратиться в ощущение мгновения. Купить квартиру так же просто, как пару обуви. Кто в этом преуспеет, тот будет в большей степени востребован на рынке кредитования.
Онлайн-сервисы дают экономию одного из самых ценных ресурсов человека — времени.
«Мы все больше и больше начинаем ценить время. Зачастую клиент подает заявку в разные банки. И кто быстрее ее одобрит по подходящим ему условиям, с тем и будет заключен договор. К тому же использование цифровых сервисов позволят клиенту заниматься оформлением в любом удобном месте и в любое время, не подстраиваясь под расписание работы и местонахождение банка», — отмечает Нина Крючкова.
В РСХБ в части цифровизации процессов ипотечного кредитования реализованы различные онлайн-сервисы, в том числе оценка и электронная регистрация права собственности на объект. В ближайших планах банка полностью оцифровать путь клиента по оформлению сделки. В РСХБ считают, что главное конкурентное преимущество таких сервисов — в трех плоскостях:
- скорость оформления сделки, что повышает конвертацию клиентопотока в оформленный продукт;
- сокращение операционных издержек за счет автоматизации процессов;
- повышение производительности сотрудников банка за счет высвобождения их времени от рутинных операций, перераспределения его на общение с клиентами для дополнительных продаж и повышения лояльности за счет качества предоставления услуги.
«Помимо сервисов для оформления ипотечных кредитов, в планах — перевести в цифру процессы сопровождения портфеля ипотечного кредитования. Это позволит сократить операционные издержки банка на сопровождение портфеля, повысить доходность ипотечного кредитования за счет последующих продажи и кросс-продаж в действующей клиентской базе. Для клиентов онлайн-процесс сопровождения означает легкость обслуживания ипотечного кредита, сокращение расходов на его обслуживание, возможность быстрой продажи объекта из-под залога и улучшений жилой площади, не дожидаясь полного погашения действующей ипотеки», — говорит директор Центра развития финансовых технологий Россельхозбанка Елена Батурова.
Онлайн-оценка позволяет сократить время на рассмотрение кредитной заявки. Для заказа отчета об оценке клиент не тратит времени на посещение оценочной компании и банка, оценочная компания направляет отчет об оценке имущества напрямую в банк.
В процессе рассмотрения заявки на ипотечный кредит банк оценивает способность заемщика своевременно и в полном объеме исполнить обязательства по кредитному договору. «При выдаче ипотеки банк уделяет пристальное внимание стоимости залога, чтобы адекватно оценить в том числе сроки экспозиции квартиры в случае необходимости ее продажи, если заемщик не будет способен погашать ипотеку. Цена должна покрыть размер ипотеки и издержки банка. Риски высоки, некорректная оценка приведет к прямым потерям», — говорит Нина Крючкова.
Люди привыкли к новой реальности, услугам в дистанционном формате и ожидают такого же подхода от банка. «При онлайн-оценке объекта недвижимости клиенту не нужно тратить время на посещение оценочной компании, ждать выезда специалиста по оценке — можно провести оценку в любое удобное время и дистанционно. Также сервис снижает расходы клиента на сделку: например, онлайн-оценка недвижимости с самоосмотром в среднем на 15% ниже, чем оценка с выездом специалиста», — приводит примеры Артем Иванов.
«В интересах банка провести экспертизу залога качественно. Например, если завышена стоимость имущества, то в случае неисполнения клиентом обязательств по кредитному договору и продажи залога возникает риск убытков для банка: банк не сможет в полном объеме удовлетворить требования из стоимости заложенного имущества», — говорит Артем Иванов.
Онлайн-страхование позволяет сократить время на оформление полиса: клиент не тратит времени на посещение страховой компании, необходимые документы направляются страховой компанией напрямую в банк.
Электронная регистрация позволяет сократить время на подписание документов: документы подписываются онлайн одновременно всеми участниками сделки. Срок регистрации электронных сделок в Росреестре в два раза короче, чем срок регистрации бумажных сделок. Не требуется личное присутствие заявителей при подаче документов на регистрацию, что экономит время как для клиента, так и для банка. Клиентам и банку не нужно хранить бумажные оригиналы кредитной документации.
«Сервис «Цифровая сделка» предполагает направление клиентом документов на регистрацию в Росреестр без посещения МФЦ. Все это существенно упрощает и ускоряет процесс получения ипотечного кредита», — отмечает Артем Иванов.
Что мешает сделать ипотеку бесшовной
Самым главным ограничителем по оцифровке всего клиентского пути в ипотечном кредитовании является необходимость очной идентификации клиента и организация удаленного подписания документации с помощью электронно-цифровой подписи. Сейчас участник сделки должен хотя бы один раз посетить офис банка для идентификации и выпуска электронных подписей.
При проведении онлайн-сделок проводится обязательная идентификация клиента в рамках требований законодательства (115-ФЗ, 63-ФЗ). «В настоящее время эту функцию выполняет банк. Развитию онлайн-ипотеки поможет рассмотрение возможности передачи функции идентификации клиента третьим лицам (удостоверяющим центрам, страховым компаниям, МФЦ и т. п.), а также возможность удаленной идентификации по заграничному/биометрическому паспорту», — считает Артем Иванов из Альфа-Банка.
Цифровые технологии SRG
C 2012 года SRG собирает и анализирует сотни источников данных по всей территории России — это в том числе очищенные данные по предложениям и стоимости квадратного метра на самых популярных площадках страны. SRG первыми автоматизировали оценку недвижимости, использовав в работе современный инструментарий на основе Big Data и технологий машинного обучения. Точность обеспечивается также за счет постоянного обогащения данных, кросс-проверки и индекса достоверности. Каждый день робот SRG анализирует более 20 млн объявлений, данные надежно хранятся в дата-центрах на 70 серверах в пяти странах. SRG робот следит за каждым объявлением, его историей, определяет ликвидность, стоимость сделки, может предсказывать, как изменится стоимость объекта. Нейронная сеть определяет качество фото, наличие перепланировок и даже вид из окна. SRG индексирует 92% предложений о продаже на вторичном рынке недвижимости. 90% оценочных компаний работают с технологиями SRG.
РБК, 20.09.2021