Леонид Векшин: Ипотечное страхование находится на стыке двух рынков
Росстрахнадзор вчера выдал лицензию страховой компании Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (СК АИЖК). Компания намерена развивать в России пока еще не существующий рынок страхования ипотечных заемщиков от дефолтов, а банков — от убытков по дефолтным ипотечным кредитам. Депутаты Госдумы до последнего пытались инициировать ликвидацию СК АИЖК, ссылаясь на то, что ее создание незаконно и экономически нецелесообразно. Как согласовывалось решение о создании компании, чем будут компенсированы риски от ее деятельности, за счет чего будет достигаться эффективность расходования выделенных на создание государственного страховщика средств и зачем вообще нужно ипотечное страхование в России, рассказал президент компании Леонид ВЕКШИН.
- В апрельском обращении к правительству депутаты мотивировали свое предложение ликвидировать только что созданную страховую компанию АИЖК чуть ли не произволом набсовета АИЖК, создавшего «дочку» без согласования с властями. В рамках каких процедур вы действовали, с какими госорганами обсуждали этот вопрос, какие замечания высказывались?
Вообще, первое обсуждение такого механизма, как ипотечное страхование, в России началось еще в 2002 году. Тогда по заказу Института экономики города Всемирный банк провел исследование о возможности применения этого инструмента в России. Затем идея несколько лет обсуждалась в рамках экспертного сообщества, и в 2006 году Минрегионразвития подготовил концепцию создания государственного страховщика с уставным капиталом порядка 1 млрд руб. Эта концепция обсуждалась в правительстве, однако Минфин тогда выступил против затрат на создание широкой филиальной сети государственного страховщика и его деятельности по прямому страхованию. Вопрос о целесообразности создания при АИЖК дочерней страховой компании был поднят в 2008 году, когда началась работа над долгосрочной стратегией развития рынка ипотечного кредитования (до 2030 года). Предложение развивать в России ипотечное страхование высказали наши консультанты — Канадская корпорация жилья и ипотеки. В Канаде, кстати, ипотечное страхование является обязательным в силу закона. В активную фазу подготовка к созданию СК АИЖК вступила с 2009 года. Была создана рабочая группа, куда вошли представители научного сообщества, крупнейшие страховщики, банки, ассоциации. В созданной при их участии новой концепции предыдущие замечания Минфина были учтены: страховую компанию решено было создавать без филиальной сети, а ее основной деятельностью должно было стать перестрахование. Таким образом, непосредственно ипотечное страхование предполагалось отдать на откуп рыночным страховщикам, которые получали возможность перестраховывать риски в СК АИЖК. Это закреплено в программе АИЖК по развитию ипотечного страхования, утвержденной набсоветом 30 октября 2009 года.
- Получается, что вопрос о создании дочерней страховой компании АИЖК все-таки был решен без участия правительства, Минфина, других органов власти, пусть даже до этого и было экспертное обсуждение. С некоторых пор их представители в набсовете АИЖК отсутствуют…
Представители госорганов, кроме помощника президента Аркадия Дворковича, не входят в набсовет АИЖК по инициативе правительства. Состав набсовета АИЖК избирается общим собранием акционеров — государством в лице Росимущества — на основании директивы правительства. Директива правительства подписывается либо председателем, либо по его поручению его заместителем и согласовывается с министерствами и ведомствами, к чьей компетенции относится деятельность АИЖК (Минрегионом, Минфином, Минэкономразвития). Концепция ипотечного страхования направлялась для сбора замечаний и предложений в заинтересованные министерства и ведомства, и в частности Минфин свои замечания предоставил.
- В чем они состояли и были ли устранены?
Одно замечание касалось увеличения рисков в системе ипотечного кредитования из-за снижения размера первоначального взноса по ипотечным кредитам, ведь именно на это и направлено ипотечное страхование. При небольшом первоначальном взносе (менее 30%) банки, выдающие такой кредит, могут столкнуться с недостаточностью средств для его покрытия от продажи заложенной по кредиту недвижимости в случае дефолта заемщика. Но именно этим риском и предлагается управлять через механизм ипотечного страхования. Кроме того, чтобы снизить возможные риски в системе, было предложено ограничить объем перестраховочной деятельности СК АИЖК. Ограничение на долю ипотечного страхования в общем объеме рынка ипотечных кредитов было установлено в размере 20%. Дополнительно были ограничены риски, которые принимает на себя СК АИЖК. Мы будем перестраховывать не 100%, а не более 80% рисков первичных страховщиков, предоставляющих банкам и заемщикам услуги по ипотечному страхованию.
- То есть работать на первичном рынке ипотечного страхования вы не будете вообще, хотя и собирались изначально?
В программе развития ипотечного страхования в России было написано, что услуги по прямому ипотечному страхованию СК АИЖК будет предоставлять в случае, если возникнет такая необходимость, например, по отдельным продуктам или в регионах, где рыночные страховщики таких услуг не предоставляют. Эта идея была закреплена и в бизнес-плане по реализации программы, утвержденном набсоветом 29 декабря 2009 года. Однако в январе прошло расширенное совещание в Минфине, где приглашенные туда страховщики сообщили, что готовы самостоятельно работать по первичному страхованию по любым продуктам. Поэтому мы убрали из бизнес-плана ссылки на деятельность по прямому ипотечному страхованию и даже поправили устав. В новой редакции прямое страхование и сострахование как виды деятельности СК АИЖК отсутствуют.
- Это все замечания Минфина? Другие ведомства высказывали свои предложения?
В основном все. У Минэкономразвития и Минрегионразвития замечаний не было. ЦБ, как и Минфин, указал на увеличение рисков в банковской системе… Эти риски, кстати, можно было бы компенсировать, прописав в законе об ипотечных ценных бумагах норму об обязательном ипотечном страховании кредитов с первоначальным взносом менее 30%, но законодатель, недавно разрешивший секьюритизацию кредитов с первоначальным взносом от 20%, этого не сделал. В результате этот риск будет переложен на плечи пенсионеров, за счет денежных средств которых будут приобретаться ипотечные ценные бумаги.
- А после того, как вы учли замечания министерств и ведомств, требовалось ли дальнейшее согласование с правительством создания страховой «дочки» АИЖК?
По акционерному законодательству к компетенции набсовета отнесено создание дочерних компаний, утверждение стратегических направлений деятельности. Специальная директива правительства для этого не требуется. Поэтому с точки зрения корпоративных процедур это решение легитимно. К тому же мы выполняли прямое поручение президента, данное в июле 2009 года, о повышении доступности ипотечного кредитования за счет внедрения ипотечного страхования. При этом президент помнит о возможностях страхования. Буквально 20 апреля на заседании в Кремле, посвященном созданию в России международного финансового центра, президент еще раз подчеркнул необходимость внедрения механизмов страхования рисков. Мы могли бы пойти по длинному пути согласований — долгосрочная стратегия развития ипотечного кредитования начала готовиться в 2008 году, а на финальную стадию внесения в правительство вышла лишь в 2010 году,— но решили ускорить процесс, чтобы помочь заемщикам, у которых из-за кризиса резко сократились возможности взять ипотечный кредит. До 2009 года половина ипотечных кредитов была выдана с первоначальным взносом ниже 30%. Сейчас такие кредиты банки, за исключением Сбербанка, недавно предложившего кредит с 20-процентным взносом, не выдают.
- Депутаты сомневаются, что использование бюджетных средств на эти цели будет эффективным…
Вообще-то эффективность нужно оценивать на реальных цифрах. Например, ставка по ипотечному кредиту Сбербанка с 20-процентным первоначальным взносом — 14,5% годовых. У нас такого продукта сейчас нет, ставка же по кредиту АИЖК с 30-процентным первоначальным взносом — 11%. Таким образом, в отсутствие ипотечного страхования за увеличение риска от снижения размера первоначального взноса кредитор требует с заемщика 3,5% от суммы кредита ежегодно. По нашим расчетам за кредит с 20-процентным первоначальным взносом и ипотечной страховкой заемщик бы заплатил 11,25% годовых. Если перевести это в абсолютные цифры, например в ежемесячный платеж (по 15-летнему кредиту на среднестатистические 1,8 млн руб.), то при ставке в 14,5% годовых его размер составил бы чуть меньше 20 тыс. руб., при ставке в 11,25% — чуть больше 16 тыс. руб. Разница в объеме ежемесячного платежа — 17%, в общем объеме выплат в пересчете на весь срок кредита — 14% (3 млн руб. против 3,5 млн руб.). Теперь сравним эти цифры со стоимостью страховки — 1—4% от суммы кредита разово. Для сравнения можно посмотреть на другие решения, которые принимались Госдумой в части антикризисных мер поддержки ипотечного рынка. Например, снижение процентной ставки по кредиту АИЖК от ВЭБа (40 млрд руб.) приведет к недополучению 9 млрд руб. доходов по депозитам ФНБ, размещенным в ВЭБе. Средства, которые внесены в уставный капитал СК АИЖК (1,5 млрд руб.),— в пять раз меньше. Получается, что на краткосрочные меры поддержки тратится средств больше, чем на долгосрочные.
- В вашем примере со ставками за страховку платит заемщик, а не банк. При этом риск банка, что в случае дефолта заемщика реализация квартиры не покроет убыток от непогашения кредита, полностью застрахован. Откуда берется надбавка к ставке в 0,25 процентных пункта?
Это надбавка за риск ликвидности, который у банка все равно остается незастрахованным. Ипотечная страховка выплачивается после наступления последовательно двух событий — дефолта заемщика и реализации заложенной по кредиту недвижимости по цене, не покрывающей остаток долга. Из-за длительности судебных процедур эти события разнесены во времени в среднем на полтора-два года. В течение всего этого времени кредитор не получает проценты, на которые рассчитывал. Возникает кассовый разрыв, на покрытие которого и идут 0,25 п. п. увеличения кредитной ставки. Конечно, это удорожает стоимость кредита, но если ответственность заемщика застрахована, он избавлен от рисков увеличения размера долга за счет процентов, которые накапливаются, пока идет судебное разбирательство.
- Насколько эффективен данный механизм в «мирное время», зачем нужна страховка, если обвала цен на недвижимость не происходит? На выходе из кризиса цены на недвижимости, наоборот, имеют тенденцию к росту…
Часто заемщики, допустившие дефолт, попросту не выписываются из кредитной квартиры, потому что некуда. Тогда квартира выставляется на торги с прописанными жильцами. Естественно, ее никто не покупает. По правилам торгов цена снижается на 15%, потом еще на 10%, дальше кредитор вынужден оставлять эту недвижимость за собой и подавать иск о выселении. Конечно, выселив жильцов, кредитор может потом продать квартиру по нормальной цене, но по российскому законодательству реализацией считается переход прав собственности, а он происходит в момент, когда кредитор вынужден оставлять жилье за собой. По статистике АИЖК 95% всех реализованных в 2009 году кредитных квартир (около 120 штук) продано с 25-процентным дисконтом. Поэтому в отсутствие страховки даже в «мирное время» банк вынужден фиксировать убыток в 25%, который потом будет требовать с заемщика. Страховка избавляет заемщика от этих дополнительных требований банка и к тому же дает дополнительные гарантии того, что квартира будет продана по максимально возможной цене. Были случаи, когда банк выставлял квартиру на торги по первоначальной оценочной стоимости, поскольку эта сумма покрывала остаток долга по кредиту. При этом квартира могла бы быть продана дороже, а заемщик мог бы получить часть из этих средств, но банк в этом не был заинтересован. Наличие же в сделке страховщика, заинтересованного в минимизации своих выплат за счет продажи жилья по максимально возможной цене, будет являться дополнительным подспорьем заемщику.
- Это если страховая компания будет платить не так, как она платит, например, по КАСКО…
А вот поэтому и необходима унифицированная документация, которую мы готовим для участников рынка. Мы пытаемся составить договоры именно так, чтобы страховщик платил ровно по тем рискам, которые были застрахованы, и не имел по ним возможности отказывать в выплате.
- И сколько страховщиков, по вашим оценкам, желают работать по таким стандартам, не имея возможности отказывать в выплате? Зачем им это, если есть более доходные виды страхования?
Мы уже заключили 11 соглашений со страховщиками, в том числе с крупнейшими — «Росгосстрах», ВСК, «Альфа-страхование», МАКС, РОСНО, «Основа», «Согласие», «Энергогарант», «Пари», «Сургутнефтегаз», «Транснефть». Раз они подписали с нами соглашения, значит, видят смысл в подобного рода деятельности. Им же, по существу, предлагается новый готовый продукт, который будет приносить дополнительные доходы. Готов и рынок для его реализации — на первом этапе, чтобы стимулировать развитие ипотечного страхования, АИЖК будет выкупать у своих партнеров только кредиты с ипотечной страховкой.
- Просчитывали ли вы доходность бизнеса по ипотечному страхованию?
На этапе становления бизнеса, когда будут достаточно большие инфраструктурные расходы, она будет незначительной — 1,5—3%. На втором этапе, через два-три года, доходность на капитал должна увеличиться до уровня инфляции плюс не очень большая маржа. Мы ориентируемся на уровень доходности, который позволит продать компанию долгосрочным квалифицированным инвесторам.
- С какой целью планируется приватизировать госкомпанию и в какие сроки это может произойти?
Нашим бизнес-планом установлено, что в течение двух с половиной-трех лет компания должна получить рейтинг и достичь показателей финансовой устойчивости, достаточных, чтобы заинтересовать инвесторов. Продажа позволит в дополнение к уже установленным ограничениям снизить концентрацию рисков на группе компаний АИЖК, это тоже было одно из замечаний депутатов и Минфина.
- Вы готовы продать компанию зарубежному инвестору?
Конечно, более того, зарубежные страховщики и перестраховщики уже интересовались выходом на этот сегмент страхового рынка России. Они как раз и давали рекомендации создать сначала государственную компанию, чтобы обеспечить этап становления рынка.
- Но после продажи компания перестанет быть институтом развития. Вы считаете, что успеете запустить рынок ипотечного страхования в перспективе двух-трех лет?
По опыту запуска рынка ипотечного кредитования АИЖК на это ушло порядка пяти лет, из которых два года были потрачены на строительство сети, чего в случае с СК АИЖК не требуется. К тому же мы не исключаем, что выделим из компании социальный блок и продадим только коммерческий. На базе социального блока может быть создан новый перестраховщик, который продолжит деятельность как институт развития, в том числе по методологическому развитию рынка, но это уже не потребует принятия рисков в больших объемах.
- СК АИЖК государственная не на 100%. Миноритарными пакетами владеют Ассоциация российских банков (АРБ) и Национальная страховая гильдия (НСГ). Зачем потребовалось их участие в капитале СК АИЖК на начальном этапе деятельности?
На 1,5 млрд руб., вложенных в капитал СК АИЖК, АРБ вложила 500 тыс. руб., НСГ — 50 тыс. руб. Привлечение дополнительных акционеров было сделано, чтобы обеспечить баланс интересов. Ипотечное страхование находится на стыке двух рынков — страхового и банковского — с прямо противоположными интересами. Чтобы их сбалансировать мы включили в состав акционеров саморегулируемые организации, представляющие интересы обеих сторон.
- Высказывалось мнение, что, создавая СК АИЖК, само АИЖК преследует целью не только развитие нового рынка. Одной из целей может быть увеличение числа партнеров, работающих по стандартам АИЖК, путем установления более выгодных перестраховочных тарифов по страховкам на кредиты, выданные этими структурами. Другая «скрытая» цель — продлить «жизнь» еще одной «дочке» АИЖК по реструктуризации. Разве не для этого реструктуризация кредитов, ставших дефолтными, прописана как обязательное условие перестрахования?
Тарифы по перестрахованию будут зависеть от рисков. Если у банка, работающего не по нашим стандартам, уровень просрочек и дефолтов ниже, чем у АИЖК, то у нас нет оснований устанавливать для страховок по таким кредитам более высокий перестраховочный тариф. Кроме того, многое будет зависеть, например, от возраста кредита (к третьему году обслуживания риски дефолта по статистике возрастают, значит, и тариф будет выше). Что касается объединения реструктуризации и ипотечного страхования, объяснение простое: реструктуризация выгоднее и кредитору, и заемщику даже при наличии страховки. Ведь реструктуризация обеспечивает непрерывность потока платежей, компенсируя тот самый риск ликвидности, и последующее восстановление доходности кредита. Страховка, как мы уже сказали, риска ликвидности не покрывает и направлена на возврат кредита, а не на обеспечение его доходности. К тому же реструктуризация ипотеки нужна и в «мирное время».
- В «мирное время» и ставки по ипотечным кредитам, по мнению Владимира Путина, должны быть на уровне 6% годовых. Каким образом введение ипотечного страхования повлияет на снижение ставок?
Это позволит снизить ставки для тех заемщиков, у которых нет денег на большой первоначальный взнос. В начале 2009 года мы проводили опрос, по результатам которого выходило, что количество потенциальных заемщиков, которые могли собрать средства на оплату 30% взноса, в четыре раза меньше, чем тех, которые могут собрать 10%. Общий же тренд на снижение ставок определяется совокупным воздействием макроэкономических факторов — стоимостью длинных ресурсов, инфляцией. В разрабатываемой стратегии развития рынка ипотечного кредитования до 2030 года процесс снижения ставок разбит на три этапа. 2010—2012 годы — выход из кризиса, накопление ресурсов для дальнейшего рывка. К 2015 году ставки должны снизиться в среднем до 8—9% годовых. 6% годовых ставка в соответствии с этой стратегией должна достигнуть к 2020 году при условии, что уровень инфляции составит 4%. В дальнейшем с 2020 по 2030 год ставка будет снижаться вместе с инфляцией, превышая ее примерно на 1%.
- Вы оценивали риски того, что действия по развитию рынка ипотечного страхования могут привлечь пристальное внимание Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и Роспотребнадзора? Не опасаетесь ли вы предъявления дополнительных претензий, в частности от Роспотребнадзора и ФАС, в навязывании ипотечного страхования? В навязывании личного страхования АИЖК уже обвиняли, эти обвинения были признаны законными Высшим арбитражным судом, и АИЖК пришлось ввести для заемщиков альтернативный продукт — без личной страховки.
Что касается ФАС, то при подготовке программы мы ее обсуждали с антимонопольной службой. Мы пояснили, что заемщику будет предлагаться два продукта — с ипотечной страховкой и более низкой процентной ставкой и без нее, но с более высокой процентной ставкой. Если заемщик не хочет страховать свою ответственность, он может выбрать второй вариант. В этом случае банк сам может застраховать свой предпринимательский риск, а страховщик — перестраховать свои риски в СК АИЖК. АИЖК будет выкупать кредиты, которые застрахованы либо заемщиком, либо кредитором. Так что у заемщика будет выбор, и претензий от ФАС мы не ожидаем. С Роспотребнадзором, возможно, потребуется дополнительное обсуждение механизма страхования с тем, чтобы объяснить, что заемщик получает реальную выгоду. В принципе это доказывают сами заемщики своими действиями. За почти год действия продукта без личного страхования (введен в июле 2009 года) таких кредитов было выдано 1,7% от общей выдачи в 20 тыс. кредитов за этот период.
Леонид Векшин
Леонид Векшин родился в 1972 году в Москве. Окончил Московский государственный технологический университет «Станкин» по специальности «Системы автоматизированного проектирования» и Академию народного хозяйства при правительстве РФ по специальности «Банковский менеджмент» (квалификация — мастер делового администрирования). Имеет действующий аттестат ФКЦБ России. До прихода в Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) работал в ОАО «Газпром» — заместителем начальника отдела управления ценных бумаг (с 1997 по 2003 год), ранее, с 1995 по 1997 год, возглавлял группу государственных ценных бумаг ЗАО «Финансовая компания «Интраст Лтд»». В АИЖК работает с 2003 года. До назначения в страховую компанию АИЖК занимал должности заместителя генерального директора, члена правления, члена кредитного комитета, начальника казначейства, директора департамента финансов АИЖК. С 20 января 2010 года господин Векшин является президентом ОАО «Страховая компания АИЖК», а также заместителем председателя совета директоров компании. Женат, двое детей.
Страховая компания АИЖК
ОАО «Страховая компания АИЖК» (СК АИЖК) создано по решению наблюдательного совета Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК). Федеральная налоговая служба зарегистрировала СК АИЖК как юридическое лицо 28 января 2010 года. Документы на лицензию были поданы в Росстрахнадзор 23 марта, 24 мая Росстрахнадзор выдал компании лицензию. Целью создания СК АИЖК заявлено повышение доступности ипотечных жилищных кредитов для населения и увеличение объемов ипотечного кредитования за счет формирования и развития нового для российского страхового рынка сегмента ипотечного страхования. Деятельность СК АИЖК будет состоять в перестраховании рисков ответственности заемщиков по договорам ипотечного кредитования и предпринимательских рисков банков по договорам ипотечного кредитования, а также в разработке стандартов ипотечного страхования, оказании технической и консультационной помощи участникам этого рынка.
Коммерсант, 25.05.2010
Беседовала Светлана Дементьева