Доступность жилья и новая стратегия Агентства по ипотечному жилищному кредитованию
Из Стратегии следует, что АИЖК выходит из розничного бизнеса и работы с населением по кредитованию. Есть ли другие возможности АИЖК влиять на повышение доступности жилья для населения?
Оговоримся, что в тексте используется название АИЖК исключительно для сокращения. Полное название новой организации – Единый институт развития в жилищной сфере - акционерное общество «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию». Новая организация должна получить другое название, так как ее деятельность в краткосрочной перспективе не будет иметь отношения к ипотечному жилищному кредитованию.
Третья часть обсуждения посвящена системной оценке миссии АИЖК и способов ее выполнения. Возврат к общим вопросам является вынужденной, но интересной остановкой на пути к рассмотрению продуктов АИЖК. Переход к частному правильно осуществить после решения общих вопросов с целеполаганием АИЖК. При ближайшем рассмотрении Стратегии возникает все больше вопросов о связи АИЖК с жилищной сферой и жилищной политикой.
Складывается ощущение, что несмотря на большое количество правильных слов, Стратегия АИЖК выглядит несколько растерянной и отражает определенный переломный период в жилищной политике, когда старые механизмы уже не так эффективны, а новые еще не созданы. В этих условиях АИЖК выглядит как организация, которую надо реформировать, но не ясно, как и для чего. Все это отражается и в целях и способах их реализации.
Исследуем три вопроса:
• соответствие миссии АИЖК жилищной политике,
• влияние стратегии на улучшение жилищных условий россиян,
• наличие альтернативных путей достижения миссии без участия АИЖК.
Миссия АИЖК
Назначенная миссия АИЖК - улучшение жилищных условий россиян за счет увеличения предложения качественного и комфортного жилья и повышения его доступности для различных групп населения.
Перед тем как переходить к рассмотрению способов достижения миссии оценим ее формулировку. Миссию любой организации сложно сформулировать так, чтобы она удовлетворяла всех – население, экспертное сообщество, владельца организации. Но первоклассный институт развития должен показывать пример правильного определения миссии.
Подвергнем сомнению правильность формулировки. В первом варианте проекта соответствующего закона организация была названа Агентством жилищного развития. Теперь это - единый институт развития в жилищной сфере. Предметная область не поменялась – жилище.
Повторим несколько тезисов жилищной политики из двух первоисточников.
Первый. Конституция РФ в статье 40 определяет.
1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Второй. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р в разделе «Повышение доступности жилья» представила концентрированное изложение жилищной политики.
Стратегической целью государственной жилищной политики является обеспечение доступности жилья для всех категорий граждан, а также соответствия объема комфортного жилищного фонда потребностям населения.
Реализация государственной жилищной политики должна привести к следующим результатам:
- создание безопасной и комфортной среды обитания и жизнедеятельности человека;
- обеспечение возможностей для территориальной мобильности населения.
Жилищный кодекс детально раскрывает применение этих понятий и из-за объема полезных ссылок не цитируется.
Другими словами:
- жилье необходимо построить в достаточном количестве;
- необходимо обеспечить возможность приобретения или аренды жилья;
- жилье должно оставаться комфортным и безопасным в течение всего периода использования.
Позволим себе в соответствии с амбициозностью первоклассного института развития в жилищной сфере переформулировать его миссию:
содействие реализации права россиян на комфортное жилье, за счет создания специальных инструментов поддержки приобретения и аренды жилья, жилищного строительства, поддержания жилья в комфортном и безопасном состоянии.
Для выполнения миссии АИЖК авторы Стратегии определили свое видение новой организации как: "первоклассного Единый института развития в сфере жилищного строительства и ипотечного кредитования, работающего на основе лучших международных практик и обладающего необходимыми компетенциями для решения национальных задач в жилищной сфере".
Отметим, что из Стратегии исключено упоминание о различных проблемах, связанных с эксплуатацией готового жилья и поддержания его в комфортном и безопасном состоянии. Кредитование капитального ремонта оставлено за кадром. Это очень аккуратный и безопасный шаг, так как решать проблемы несбалансированности системы капитального ремонта сложно. Кто должен разгребать проблемы непродуманной системы как не Единый институт развития в жилищной сфере? Жилищный кодекс – федеральное творчество, а все хлопоты в регионы. Разве это – правильно?
Стратегические цели до 2020 года направлены на выполнение Миссии и достижение видения АИЖК по следующим направлениям:
- Во-первых, обеспечение застройщиков земельными ресурсами;
- Во-вторых, создание механизмов финансирования жилищного строительства;
- В-третьих, повышение доступности жилья через развитие ипотечного рынка;
- В-четвертых, формирование первоклассного Единого института развития жилищного рынка.
Четвертый пункт стоит особняком. В стратегии указано, что к нему относится:
- интеграция и повышение управляемости компаний Единого института развития в жилищной сфере;
- улучшение нормативно-правовой базы в жилищной сфере.
Первый дефис относится к внутрикорпоративным задачам АИЖК. В Стратегии много внимания уделено этим вопросам, что удивительно для организации, существующей почти 20-лет. Перечисление очевидных мероприятий из пособия по менеджменту американского типа выглядит неуместным в документе, который должен влиять на улучшение жизни миллионов, и не очень уважительным по отношению к широкому кругу специалистов, создававших и работавших в АИЖК. Новая АИЖК создается не на пустом месте. Внешнее объяснение о новых задачах для которых нужен новый менеджмент выглядит неубедительным.
Второй дефис поставлен в четвертый раздел ошибочно и должен рассматриваться особым образом. Локально он может быть рассмотрен в рамках любого из первых трех направлений. Более правильно вводить в стратегию еще одно направление – обеспечение жилищной политики с функциями: исследование, разъяснение, разработка, законодательное обеспечение. В некотором смысле новое АИЖК мог бы стать мозгом жилищной политики, но, похоже, что такие цели не ставились.
Поэтому, кроме переформулирования миссии АИЖК можно изменить и четвертое направление деятельности.
Влияние деятельности АИЖК на доступность жилья
Три направления деятельности АИЖК рассмотрим более подробно. Первое направление можно охарактеризовать, как традиционную попытку государственной корпорации управлять и распределять важный ресурс. В данном случае это – земля. Подробности первого направления в таблице 1.
Таблица 1. Земельные ресурсы
Направление деятельности |
1. Обеспечение застройщиков земельными ресурсами |
Примечание |
Цели |
|
|
Продуктовая группа АИЖК |
Вовлечение и предоставление земельных участков |
|
Продукты |
1. Продажа участков «под ключ» под жилищное строительство |
Приоритетный продукт |
2. Продажа земельных участков под жилищное строительство и ПСМ |
Смещение акцента на «под ключ» |
|
3. Комплексное освоение территорий, в том числе с ГЧП |
|
|
4. Предоставление земельных участков для отдельных категорий граждан (ЖСК, многодетные семьи) |
|
|
Влияние на улучшение жилищных условий россиян |
|
|
Наличие альтернативных путей без участия АИЖК |
Без этого направления деятельности можно обойтись как несвойственного федеральному институту развития. Население живет в регионах, является избирателями и налогоплательщиками. Это функция регионов? Зачем продавать землю с условиями? Продажа федеральной и региональной земли должна идти по открытому конкурсу по рыночным ценам. В конкурсе достаточно определить тип жилья. А вырученные деньги могут быть использованы на поддержку граждан, ипотечного кредитования в целом, стимулирования арендного жилья. Можно строить на такой земле жилье, используя застройщиков как исполнителей без инвестиционной доли. Можно построить наемный дом и продать его инвесторам. Принудительное регулирование стоимости квадратного метра – не рыночная идея. Она не прозрачна по экономическому регулированию и не дает ответа на вопрос – всем ли покупателям жилья в этом доме надо было давать дотацию через стоимость метра. Концентрация распоряжения частью земли в одних руках похожа на лицензию на нефтяное месторождение. Дает работу и большие обороты для поддерживания экономики нового АИЖК. Тема престижная и требует офис поближе к Кремлю, а не в новой Москве, где, судя по всему нет дешевых и нужных офисов, и строится они не будут. |
Таблица 2. Жилищное строительство
Направление деятельности |
2. Создание механизмов финансирования жилищного строительства |
Примечание |
Цели |
|
|
Продуктовые группы АИЖК |
Продукты |
|
Выкуп и секьюритизация инфраструктуры |
Кредитование социальной инфраструктуры |
Прекращается из-за невозможности секьюритизации |
Выкуп инженерной инфраструктуры (СОПФ) за счет кредита ВЭБ. Будет заменен в 2016 году на: Секьюритизацию инженерной инфраструктуры через инфраструктурные облигации |
Приоритетный продукт |
|
Финансирование строительства |
Финансирование застройщиков «Стимул» |
Возможно продление, если будут средства от ВЭБ |
Гарантии по кредитам застройщикам |
Приоритетный продукт |
|
Управление и продажа недвижимости |
Передача функции специализированным компаниям |
|
Выкуп и секьюритизация арендного жилья |
Выкуп арендного жилья за счет кредита ВЭБ ("ипотека юр. лица") Затем с конца 2016 года: Выкуп и секьюритизация арендного жилья (включая проекты аренды с субсидиями) |
Приоритетный продукт |
Влияние на улучшение жилищных условий россиян |
Влияние незначительное, по крайней мере, в ближайшее время. Помощь застройщикам – хорошее коммерческое мероприятие. Успешная строительная отрасль необходима. Но чья эта функция? Банки, Минстрой, Минэкономразвития? Строительная отрасль влияет на жилищную сферу, но также влияет и транспорт и изготовитель арматуры, труб, строительной техники. |
|
Наличие альтернативных путей без участия АИЖК |
Деятельность напоминает квазибанковскую деятельность. Очевидна зависимость от источников финансирования, в том числе нерыночных. При наличии инвесторов секьюритизацию могут осуществить и другие участники. А если нет инвесторов, то и АИЖК не сможет. Направление можно считать свойственным институту развития с указанием, что развиваются новые продукты с гарантией выкупа облигаций государством, а действует продукт до момента формирования соответствующего рынка. Роль первопроходца – полезна. Это полезно для отработки схемы финансирования через секьюритизацию и то на период передачи этой деятельности коммерческим банкам. Хотя можно было бы и сейчас создать условия, чтобы банки этим занялись. Пусть, даже не очень рыночно и особенный банк. |
Таблица 3. Ипотечный рынок
Направление деятельности |
3. Повышение доступности жилья через развитие ипотечного рынка |
Примечание |
Цели |
|
|
Продуктовые группы АИЖК |
Продукты |
|
Первичная ипотека |
Выкуп закладных у оригинаторов на баланс АИЖК |
Прекращение выкупа (смещение акцента на вторичный рынок ипотеки) |
Выкуп закладных по социальной ипотеке на баланс АИЖК |
||
Вторичная ипотека (секьюритизация) |
Поручительство по ИЦБ (старшим траншам) |
С конца 2016 года - новые ипотечные ценные бумаги с гарантией АИЖК и механизм их выпуска ("фабрика ИЦБ") приоритетный продукт |
Выкуп ИЦБ на баланс (в том числе организация мультиоригинаторныхсделок) |
||
Выпуск ИЦБ АИЖК существующего формата |
||
Страхование |
Ипотечное страхование пулов и отдельных заемщиков |
Ипотечное страхование пулов (дополнение к "фабрике ИЦБ", но за рамками АИЖК) |
Влияние на улучшение жилищных условий россиян |
Рынок ценных бумаг может повлиять на доступность жилья только в случае наличия инвесторов на этом рынке с длинными и дешевыми деньгами. Если этого нет, то и влияния нет. В Стратегии должны быть проанализированы источники инвестиций и определено, что делать в отсутствие рыночных инвесторов. |
|
Наличие альтернативных путей без участия АИЖК |
Деятельность хорошая, полезная и близкая нвестиционно-банковской в комплексе с соответствующими услугами. Без секьюритизации страхование может быть применено в ограниченных направлениях. Хотя именно в страховании, связанном с инвестиционно-строительной деятельностью много важного и полезного. При выводе страховой компании за контур АИЖК как будет решаться вопрос надежности? |
Ко всем таблицам можно сделать один комментарий. Деятельность АИЖК основывается на распоряжении землей и доступе к финансовым ресурсам.
При отладке программ и расчетов применяется метод крайних условий, т.е. подставляются очень большие или очень малые значения.
Если к данной стратегии применить такой метод, то можно задать вопрос – что будет, если перечисленные в Стратегии направления деятельности не выполнять силами АИЖК вообще? Что изменится? В данной постановке вопроса деятельность АИЖК возможно заменить деятельностью других рыночных участников.
Поставленный вопрос является обязательным в обсуждении Стратегии любой организации, особенно написавшей про свою экономическую эффективность.
Заключение
В данной формулировке миссии АИЖК и направлений деятельности влияние АИЖК на доступность жилья населения крайне незначительно и зависит от внешних экономических условий, а работа АИЖК может быть выполнена другими участниками экономической деятельности. Очевидно, что банковская деятельность более правильная, чем квазибанковская.
При этом в Стратегии не прослеживается влияние на сложные и острые вопросы жилищной политики.
Можно предположить, что проект будет улучшен, и Стратегия будет соответствовать уровню задач современной жилищной политики.
РУСИПОТЕКА, 13.12.2015