На рынке бюро кредитных историй
На рынке бюро кредитных историй состоялась первая попытка открыто использовать
регуляторов в конкурентной борьбе. Один из крупнейших игроков рынка,
Национальное бюро кредитных историй пожаловалось в Федеральную службу по
финансовым рынкам (ФСФР) и Роскомнадзор на то, что ближайший конкурент — "Эквифакс
кредит сервисиз" — якобы обрабатывает персональные данные потенциальных
заемщиков с нарушением закона. На банковском рынке практика жалоб на конкурентов
в "органы" уже зарекомендовала себя как вполне успешная.
О том, что Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) обратилось в ФСФР и Роскомнадзор с жалобой на бюро кредитных историй "Эквифакс кредит сервисиз", рассказали "Ъ" участники рынка. По словам представителя одного из крупных бюро кредитных историй, в своей жалобе НБКИ указывает на нарушение "Эквифакс кредит сервисиз" закона "О персональных данных" (152-ФЗ). Причиной жалобы стала недавно внедренная "Эквифакс кредит сервисиз" система для выявления мошеннических операций при получении кредитов, рассказал представитель одного из банков. Эта система позволяет установить уровень риска совершения заемщиком мошеннических действий на основании данных из кредитных заявок от потенциальных заемщиков, получаемых "Эквифакс кредит сервисиз" из банков. В НБКИ эту информацию подтвердили. "Система "Эквифакс кредит сервисиз" работает на основании данных, которые потенциальный заемщик указывает в кредитной заявке, однако при заполнении заявки он не дает согласия на обработку персональных данных,— говорит гендиректор НБКИ Александр Викулин.— Мы обратились к регуляторам, чтобы получить разъяснения, насколько законна обработка данных без согласия на нее потенциального заемщика". По его словам, оба ведомства ответили на запросы, указав, что сбор и обработка персональных данных субъекта без его согласия являются нарушением закона, а в ФСФР сообщили, что намерены провести проверку законности действий "Эквифакс кредит сервисиз".
По данных самих БКИ, база данных НБКИ содержит информацию о 45 млн выданных банками кредитов и 35,5 млн заемщиков, база данных "Эквифакс кредит сервисиз" — 53 млн кредитов и 37 млн заемщиков.
"Все запрошенные ФСФР данные мы предоставили, однако никакого решения регулятора пока не последовало,— говорит гендиректор "Эквифакс кредит сервисиз" Олег Лагуткин.— Мы уверены, что наша система выявления мошенничества действует в соответствии с требованиями законодательства, у нас есть соответствующее заключение от Евроазиатской ассоциации производителей товаров и услуг в области безопасности ЕВРААС (есть в распоряжении "Ъ")". Он поясняет, что, система предотвращения мошенничества работает на основании обезличенных персональных данных. "Согласно п. 2 ст. 6 152-ФЗ согласие субъекта персональных данных не требуется в случае, если обработка персональных данных осуществляется для статистических или иных научных целей при условии обязательного обезличивания персональных данных,— указывает он.— И мы в данном случае подпадаем под это исключение, поскольку используем информацию для построения статистической модели".
До сих пор на рынке БКИ не было случаев, чтобы его участники жаловались друг на друга регулятору, указывают опрошенные "Ъ" участники рынка. В "Эквифакс кредит сервисиз" считают, что причина жалобы НБКИ регуляторам кроется в том, что спрос на систему борьбы с мошенничеством оказался высоким. Однако, по словам Александра Викулина, НБКИ также рассматривала запуск системы предотвращения мошенничества, однако сомневалась в законности такой услуги. "Мы решили заранее узнать мнение регуляторов, насколько такая система законна",— указывает он.
На банковском рынке конкуренция с помощью жалоб регуляторам не редкость, в основном банки жалуются друг на друга в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Так, в 2008 году произошел конфликт между лидерами рынка потребительского кредитования ХКФ-банком и банком "Русский стандарт" из-за жалобы последнего в ФАС на скрытые комиссии ХКФ-банка. В результате решения ФАС по результатам проверки ХКФ-банк был вынужден отказаться от всех скрытых комиссий.
О том, что Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) обратилось в ФСФР и Роскомнадзор с жалобой на бюро кредитных историй "Эквифакс кредит сервисиз", рассказали "Ъ" участники рынка. По словам представителя одного из крупных бюро кредитных историй, в своей жалобе НБКИ указывает на нарушение "Эквифакс кредит сервисиз" закона "О персональных данных" (152-ФЗ). Причиной жалобы стала недавно внедренная "Эквифакс кредит сервисиз" система для выявления мошеннических операций при получении кредитов, рассказал представитель одного из банков. Эта система позволяет установить уровень риска совершения заемщиком мошеннических действий на основании данных из кредитных заявок от потенциальных заемщиков, получаемых "Эквифакс кредит сервисиз" из банков. В НБКИ эту информацию подтвердили. "Система "Эквифакс кредит сервисиз" работает на основании данных, которые потенциальный заемщик указывает в кредитной заявке, однако при заполнении заявки он не дает согласия на обработку персональных данных,— говорит гендиректор НБКИ Александр Викулин.— Мы обратились к регуляторам, чтобы получить разъяснения, насколько законна обработка данных без согласия на нее потенциального заемщика". По его словам, оба ведомства ответили на запросы, указав, что сбор и обработка персональных данных субъекта без его согласия являются нарушением закона, а в ФСФР сообщили, что намерены провести проверку законности действий "Эквифакс кредит сервисиз".
По данных самих БКИ, база данных НБКИ содержит информацию о 45 млн выданных банками кредитов и 35,5 млн заемщиков, база данных "Эквифакс кредит сервисиз" — 53 млн кредитов и 37 млн заемщиков.
"Все запрошенные ФСФР данные мы предоставили, однако никакого решения регулятора пока не последовало,— говорит гендиректор "Эквифакс кредит сервисиз" Олег Лагуткин.— Мы уверены, что наша система выявления мошенничества действует в соответствии с требованиями законодательства, у нас есть соответствующее заключение от Евроазиатской ассоциации производителей товаров и услуг в области безопасности ЕВРААС (есть в распоряжении "Ъ")". Он поясняет, что, система предотвращения мошенничества работает на основании обезличенных персональных данных. "Согласно п. 2 ст. 6 152-ФЗ согласие субъекта персональных данных не требуется в случае, если обработка персональных данных осуществляется для статистических или иных научных целей при условии обязательного обезличивания персональных данных,— указывает он.— И мы в данном случае подпадаем под это исключение, поскольку используем информацию для построения статистической модели".
До сих пор на рынке БКИ не было случаев, чтобы его участники жаловались друг на друга регулятору, указывают опрошенные "Ъ" участники рынка. В "Эквифакс кредит сервисиз" считают, что причина жалобы НБКИ регуляторам кроется в том, что спрос на систему борьбы с мошенничеством оказался высоким. Однако, по словам Александра Викулина, НБКИ также рассматривала запуск системы предотвращения мошенничества, однако сомневалась в законности такой услуги. "Мы решили заранее узнать мнение регуляторов, насколько такая система законна",— указывает он.
На банковском рынке конкуренция с помощью жалоб регуляторам не редкость, в основном банки жалуются друг на друга в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Так, в 2008 году произошел конфликт между лидерами рынка потребительского кредитования ХКФ-банком и банком "Русский стандарт" из-за жалобы последнего в ФАС на скрытые комиссии ХКФ-банка. В результате решения ФАС по результатам проверки ХКФ-банк был вынужден отказаться от всех скрытых комиссий.
Коммерсант
11.10.2010