Ипотечные брокеры ищут новые направления деятельности
Бизнес кредитных брокеров в прошлом году сжался в разы. Однако оживление на
рынке кредитования позволяет им раздумывать не только о выживании, но и о
развитии.
Ипотечное направление бизнеса кредитных брокеров, с которого многие начинали, с
кризисом практически прекратилось. «Ипотека рухнула в десятки раз, люди были не
готовы брать длинные деньги под 20% и более, — рассказывает гендиректор компании
“Кредитный и финансовый консультант” (КФК) Юрий Королев. — В разы упало
беззалоговое потребкредитование, вдвое и даже чуть больше — кредиты малому и
среднему бизнесу». Особенно трудно было в первом полугодии, когда банки еще не
знали, под какие ставки кредитовать, а люди не могли себе позволить высокие
ставки в рублях и не могли оценить риски в валюте, говорит он. Гендиректор
компании «Фосборн хоум» Виктория Ракова вспоминает, что одобрять ипотеку стали
примерно в пять раз реже. «По потребкредитам число обращений даже увеличилось
из-за отказов банков при обращениях напрямую, но выросла доля людей с уже
имеющимися просрочками по действующим кредитам, что увеличивало риск отказа», —
отметила она. Выручка компании сократилась вместе с бизнесом в 4-5 раз, говорит
Ракова. Проект передачи брокеру части операций по оценке заемщика пришлось
приостановить из-за ужесточения рисковой политики банков, добавляет она.
ВЫНУЖДЕННЫЙ ОТБОР
Финансовые показатели кредитные брокеры не раскрывают, говоря только об их
изменении. «Выручка от частных клиентов сократилась более чем на 50%, так как мы
вдвое снизили комиссии, стараясь уменьшить нагрузку на заемщиков. Но с частными
лицами мы работали только по направлению кредитов под залог недвижимости», —
рассказывал гендиректор компании «Ваш финансовый партнер» Игорь Пономарев.
«Фосборн хоум» приостановила с начала прошлого года работу в регионах и
планирует восстановить ее через пару месяцев уже на условиях франшизы, сказала
Ракова. Московский офис компании, по ее словам, сократился втрое, равно как и
бизнес. «У нас бизнес построен по принципу партнерских компаний, которые
пользуются нашей технологией и обслуживают клиентов под брендом КФК, некоторые
партнеры закрывали или сильно сокращали бизнес», — подтверждает Королев.
Клиентам брокеров, которым в 2008 г. они начали отменять комиссии, в 2009 г.
вновь пришлось оплачивать брокерские сборы. «С банками у нас осталось 3-4
договора о скидках пришедшим от нас клиентам, а раньше ряд банков оплачивал нам
привлечение клиентов», — вспоминает Ракова. «Смысла платить за дополнительных
клиентов, когда за кредитами и так очередь, у банков не было. Поэтому у нас и не
было ресурсов для сокращения агентских комиссий. Сейчас возмездные договоры [с
банками] вновь начинают появляться, но медленно», — говорит Королев, который не
берется прогнозировать, когда бизнес может вернуться на прежние уровни. По
ипотеке восстановление докризисных объемов займет года три, прогнозирует Ракова.
«Мы не прекращали сотрудничество с кредитными брокерами, но в 2009 г. оно
сократилось. В этом году банк планирует активизировать это направление», —
подтверждает менеджер «ОТП банка». «В 2008 г. мы работали с брокерами совсем
немного, в 2009 г. прекратили работать вообще. Пока о возобновлении
сотрудничества информации нет», — сообщил сотрудник Райффайзенбанка. «Ранее мы
пользовались услугами брокеров в автокредитовании, которое было приостановлено в
конце 2008 г.», — знает сотрудник пресс-службы банка «Ренессанс капитал». Банк
планирует возобновить кредитование на автомобили в этом году и, возможно, снова
будет привлекать брокеров, говорит он.
ТОЧКИ РОСТА
Выживать брокерам помогали новые направления и выстрелившие старые. «Основной
бизнес строился на кредитах юрлицам. В 2009 г. в пять раз выросло количество
обратившихся заемщиков, а объем одобряемых через нас кредитов юрлицам — в 2-3
раза», — говорит Пономарев. Особенностью кризисного года он считает то, что
кредитные брокеры, ранее ожесточенно конкурировавшие, стали объединяться в
неформальные сети. «В условиях кризиса оказалось, что иногда лучше поделиться
клиентом, которому своими силами помочь не удается, и получить взамен другого»,
— объясняет Пономарев. Представитель «Кредитмарта» не смог поговорить с
корреспондентом «Ведомостей», но, по словам одного из бывших сотрудников, в
последнее время компания стала значительно больше продавать страховых продуктов,
чем кредитных. В «Фосборн хоум» создан отдел кредитования малого и среднего
бизнеса, сейчас в этом секторе много банковских предложений, и эти кредиты
банкам интереснее из-за более коротких сроков. Компания планирует начать выдачу
кредитов по программам АИЖК, особенно в регионах, а в перспективе интересно
кредитование корпоративных клиентов, говорит Ракова.
Ведомости
13.01.2010