На главную Обратная связь Карта сайта
Аналитический Центр по ипотечному кредитованию
и секьюритизации

С чего бы это вдруг возник бурный рост ипотечного кредитования?

В начале марта оргкомитет «Выставки недвижимости в СКК» провел круглый стол «Ипотека – двигатель процесса». Состав присутствующих, словно поперечный срез древесины с годовыми кольцами, отражал ход этого самого процесса. Участниками разговора стали представители финансовых и строительных компаний, профессионалы рынка, многие из которых уже давно знакомы.
 
По традиции, модератором мероприятия была Елена Зубова, редактор журнала «Мир&Дом». Она, казалось, просто рассуждала сама с собой, удивляясь этому странному явлению под названием «ипотека». Вопросы вроде бы возникали сами по себе из воздуха и тихо изливались в окружающее пространство без конкретного адресата. Участники подхватывали интересные для них темы или пропускали мимо ушей, но всегда щедро делились личным опытом. Кто же не хочет высказаться о наболевшем? Особенно в своем кругу…
 
Основной тон дискуссии задавали банки. Ведь они, так или иначе, финансируют любую современную деятельность – это подтвердит любой брокер или застройщик. Меняются только формы привлечения средств, а суть кредитования остается неизменной, вечной. Когда-то люди изыскивали средства для покупки доступного жилья, а теперь в восходящую струю попала доступная ипотека – явление для нас относительно новое.
 
Самым опытным представителем банков на круглом столе оказалась Татьяна Хоботова, начальник отдела ипотечного кредитования филиала ВТБ24 в Петербурге, изрядно поднаторевшая на различных выставочных семинарах, которые сейчас идут косяком. Для раскачки публики она максимально точно прояснила текущую ситуацию: «2011 год показал очень бурный рост ипотечного кредитования, причем именно во втором полугодии, особенно в четвертом квартале. Это видно и по нашему банке, и по другим, что присутствуют на рынке Петербурга».
 
«С чего бы это вдруг бурный рост»? – такой вопрос волновал всех присутствующих. По мнению Хоботовой, этому способствовал рост строительного рынка. Каждый знает, что не еще так давно он не подавал признаков жизни. Все интересы вынужденно переместились на так называемую вторичку. Но время идет, и вот снова появилось доверие к застройщикам, и к ипотеке, и к первичке.
 
«По нашему банку доля выданных кредитов по строящемуся жилью составляет 40%, и это очень большой процент для первички, – продолжила Хоботова. – Интерес к объектам снова возникает, порой еще на этапе котлована. Это для специалистов удивительно, так как пессимисты жестко требуют определенного уровня готовности жилья». Так, объем кредитного портфеля банка в 2011 году увеличился почти в 4 раза (с 1,7 до 6,2 млрд. рублей).
 
Эстафету подхватил Национальный резервный банк (НРБ). Алла Трубникова, советник по связям с общественностью, согласилась с выдвинутым Хоботовой тезисом: «Первичка стала оживать».
 
Дальше в обсуждение проблем включились специалисты других, более динамичных направлений. Марианна Белькова, руководитель ипотечного управления Балтийской ипотечной корпорации эмоционально обрушила на слушателей целый водопад информации, начав с конкретного примера, в котором ипотечного ставка составляла 7,15% и образовалась она в результате череды понижений. Это даже стало некой отправной точкой для дальнейших обсуждений. Анатолий Бобров, директор по развитию Универсальной ипотечной компании «Уником», рассказал о своем видении проблем. Они типичны у обоих выступавших и свойственны всякой региональной ипотеке.
 
В высказываниях спикеров часто упоминалось государственное Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), ставшее в определенном смысле уже словом нарицательным. Казалось бы, кто из представителей ипотечного рынка сейчас не знает про АИЖК? Оно, как и термин «господдержка» у всех на устах. Военная ипотека, материнский капитал ныне находятся в центре понятия доступной ипотеки, а они – лишь производные от этой аббревиатуры. АИЖК играет центральную роль в обеспечении стабильного платежеспособного спроса на жилье, является краеугольным камнем в реализации государственной программы развития рынка ипотечного кредитования. Все хотят льготных условий, иначе просто ничего не вытанцовывается. Льготы – ключик к массовой доступной ипотеке. Именно благодаря им и возникла некоторая стабильность в этом вопросе.
 
А вот Алла Трубникова, между тем, заметила, что некоторые люди (даже некоторые профессиональные агенты!) ничего не знают об АИЖК. По ее словам, этой организации придется давать о себе усиленную рекламу федерального масштаба. Причем там отнюдь не хотят вытеснять конкурентов, наоборот, задача помогать всем ипотечникам страны – от мала до велика. В этой рекламе все заинтересованы, как и в повышении финансовой грамотности населения.
 
Один сотрудник банка в тесном кругу единомышленников разоткровенничался, и изложил свои самые потаенные мысли. Вот вроде бы у нас все есть: широкая продуктовая линейка, вполне приемлемые ставки (конечно, идут корректировки, но значительными повышениями их назвать пока нельзя). С партнерами налажены тесные связи, оценку объектов заказываем сами, единственное, страховку нам самим делать не положено. Все-то у нас есть, куда нам еще стремиться? Возникает томительная пауза. И вдруг этот человек говорит: «Знаю куда стремиться, знаю, чего нам не хватает. Наше узкое место – в технологиях, в бизнес-процессах. Скорость оформления нужна, она сегодня все решает. Наш 2012 год ознаменовался нешуточными требованиями к технологиям. Выдавать кредиты требуется в самые короткие сроки».
 
Действительно, на повестке дня сегодня стоит самое активное сотрудничество банковских учреждений с застройщиками, брокерами, риэлторами и примкнувшими к ним оценщиками и страховщиками. Совместная работа плечом к плечу этого суперкомплекса с вероятными заемщиками ипотечных кредитов требует необычайной степени координации и интеграции. Итак, требуется ускорение с подготовкой и проведением сделок! Мысль далеко не новая. Ускорение в нашей стране уже когда-то было, когда еще и в помине не было никаких ипотек и прочего тлетворного влияния Запада. Но это уже из истории.
 
В разговор вступает Наталья Агрэ, директор по маркетингу и продажам строительной компании КВС. «Мы работаем «под клиента», – говорит она, – и бывает, наблюдаем, как сделка расстраивается, когда кто-то в ипотечной цепочке оказывается не готовым быстро сделать свой кусочек работы. Рынок постоянно диктует новый спрос и новые цены. Промедление недопустимо – клиент уходит ни с чем, а нам остается только печально пожимать плечами ему вслед». Так что сегодня выигрывают те, кто быстрее оформляет, быстрее обрабатывает данные.
 
В результате плавной дискуссии конечный вывод звучал уже так: «Ипотека – это только винтик». «Важный финансовый инструмент», – поспешил скорректировать кто-то из серьезных банковских специалистов.

bankir.ru
07.03.2012

Мы в соцсетях
Ссылки
 Наверх