На главную Обратная связь Карта сайта
Аналитический Центр по ипотечному кредитованию
и секьюритизации

Только 27,8% опрошенных россиян считают, что ипотека стала доступнее за последнее время

В июне 2012 года агентство Bankir.Ru и Связь-Банк при поддержке порталов Ipocredit.ru и 123Credit.ru провели совместный опрос, посвященный ипотечному кредитованию.
 
В опросе приняли участие более 2400 респондентов; 49% мужчин и 51% женщин; 70% – в возрасте 25–45 лет, 16,8% – 18–25 лет, 13,1% – свыше 45 лет. Социальный состав опрошенных: 14,9% – рабочие, 8% – госслужащие, 47,8% – офисные работники, 16,6% – руководители, 3,7% – собственники, 2,4% – неработающие.
 
Как выяснилось в ходе опроса, более 44% респондентов планируют взять ипотечный кредит, 11,6% – уже взяли ипотеку, 28,4% пока не решили для себя этот вопрос, и только 16% не намерены прибегнуть к жилищному кредитованию.
 
Что сдерживает россиян? Подавляющее большинство (61,6% респондентов) считают главным «шлагбаумом» на своем пути в ипотеку высокие процентные ставки по кредиту. Почти половине (47,7%) воспользоваться ипотекой не позволяет уровень их зарплат. Примерно по трети опрошенных (35,7% и 32,6%) считают основным сдерживающим фактором экономическую нестабильность и высокий первоначальный взнос. «Из-за нестабильной экономической ситуации лучше взять потреб кредит, будет хотя бы меньше вероятности лишиться квартиры», – отмечают некоторые респонденты в комментариях к опросу. При этом некоторые респонденты отметили в своих комментариях, что сдерживающим фактором является также предпенсионный возраст потенциальных заемщиков.
 
Только 27,8% опрошенных считают, что ипотека стала доступнее за последнее время. 48,5% полагают, что доступность ипотеки, напротив, уменьшилась, а 27,7% отметили, что ситуация осталась на прежнему уровне.
 
«Если есть реальное желание повысить продажу ипотечных кредитов при стабильно растущих ценах на жилье, повышающейся инфляции из-за роста энергоресурсов, нестабильной экономической и политической ситуации в России, необходимо на государственном уровне принять программу страхования ипотечных заемщиков от утери работы/уменьшения доходов, – отмечается в комментариях участников опроса. – На первый взгляд, выглядит нереально, но на самом-то деле необходимо на законодательном уровне установить обязательную норму для работодателя не сокращать работника, если такой работник работает свыше пяти лет в одной и той же организации и не сокращать доходы такого работника вследствие кризиса, за исключением сокращения в пропорциональном отношении доходов и премий всего высшего руководства такой организации. Одновременно принять норму, усложняющую увольнение работника, проработавшего свыше одного года, а именно – разрешить сокращение такого сотрудника, либо уменьшение его доходов только ввиду общестрановых экономических кризисов, ухудшения финансового состояния организации свыше, чем на 30% от среднегодовой нормы чистой прибыли, рассчитанной исходя из периода в три года. Ипотечные кредиты могут найти стабильный спрос только в том случае, когда у заемщиков будет не просто стабильный доход, но и уверенность в будущем в долгосрочной перспективе. А пока что – это эксклюзивный продукт в нашей стране».
 
«Чтобы сделать ипотеку более доступной надо принять закон альтернативной ипотеки, основанной на немецком принципе стройсберкасс», – отмечает еще один участник опроса.
 
Говоря о личных реалиях, большинство респондентов (54,3%) отметили, что для них оптимален ипотечный кредит на сумму до 2 млн. рублей. 36,9% ориентируются на ипотеку в диапазоне 2–5 млн. рублей. Еще 7,8% готовы взять ипотеку на сумму 5–10 млн. рублей и только 1% опрошенных допускает возможность взять ипотеку на сумму более 10 млн. рублей.
 
При выборе банка-кредитора потенциальные заемщики в подавляющем большинстве (78,9%) ориентируются на величину процентной ставки по кредиту. Для 48,7% важна возможность досрочного погашения кредита без дополнительных комиссий. 42,6% опрошенных важен низкий первоначальный взнос. 29,9% выбрали бы известный банк. Есть и менее значимые факторы, влияющие на выбор банка, – быстрота получения кредита (24,2%), рекомендации родственников или знакомых (16%), информация в масс-медиа (4,2%).
 
Часть опрошенных осведомлена об ипотечных программах одного из организаторов опроса – Связь-банка. 8,9% слышали о кредитованиях банком готового жилья, 3,6% – о кредитовании новостроек, по 2% – о кредитах на ремонт и программе военной ипотеки.
 
Результаты опроса комментируют:
 
Анатолий Аксаков, президент Ассоциации региональных банков России, депутат Государственной Думы России:
 
Ипотека после кризиса 2008–2009 годов «ожила» первой из всех видов кредитования, и это хороший признак. Ипотечное кредитование решает важнейшую социальную задачу и, кроме того, стимулирует отечественную экономику через рост строительства.
 
Однако темпы ее роста замедляются, кривая роста становится более плавной. Что может сделать ипотеку доступнее? Проблема высоких ставок, конечно же, на виду, однако мы прекрасно понимаем, что банки не могут кредитовать ниже уровня инфляции и ниже уровня ставки рефинансирования. Ипотека под 2–3% годовых существует в странах, где инфляция и ставка рефинансирования находятся в районе одного процента. У нас же эти значения – около 7%. Прибавьте сюда банковскую маржу – выходит не ниже 10%.
 
Тем не менее, ипотека может стать доступнее, если, во-первых, государство будет регулировать рынок жилья и обеспечит масштабные программы строительства социального жилья по низким ценам; во-вторых, у россиян будут расти доходы. И в этом смысле мне понятны опасения тех участников опроса, которые не решаются «войти в ипотеку» ввиду экономической нестабильности. Однако радует, что, судя по результатам опроса, ипотека актуальна для большинства россиян, они понимают этот механизм, его плюсы и минусы и прагматично смотрят на возможности этого вида кредитования.
 
Ирина Бушева, заместитель председателя правления Связь-Банка:
 
Действительно, после кризиса 2008–2009 года наблюдается постоянный рост рынка ипотечного кредитования, мы отмечаем устойчивый спрос на ипотечные кредиты с 2009 года. Например, в Связь-Банке только с начала этого года зафиксирован двукратный рост заявок. Это свидетельствует о том, что данный кредитный продукт позволяет решить одну из важнейших проблем для каждой семьи – проблему обеспечения жильем.
 
Особой популярностью пользуются специальные кредитные программы для отдельных социальных категорий населения, у которых вопрос покупки жилья стоит наиболее остро: военнослужащих, бюджетников, молодых семей – с использованием материнского капитала. В Связь-Банке самыми популярными программами кредитования стали военная ипотека и программы для надежных заемщиков, подтвердивших свою способность аккуратно обслуживать кредиты.
 
Также нужно отметить, что ставка по кредиту, в первую очередь, зависит от стоимости ресурсов и уровня риска. В России стоимость привлеченных средств, за счет которых выдаются ипотечные кредиты, – не ниже 7%. С учетом платы за риск и расходов банка на выдачу и обслуживание кредита ставка вырастает до 10% и более. При этом надо учитывать, что если номинальную ставку кредитования очистить от инфляционной составляющей и учесть рост стоимости недвижимости, то реальная ставка для клиента будет несильно отличаться от европейской.

bankir.ru
07.07.2012

Мы в соцсетях
Ссылки
 Наверх