Кредитные организации не стесняются напоминать заемщикам о просрочке
Клиенты банков заметили, что финансовые учреждения стали к ним менее лояльны. Кредитные организации не стесняются напоминать заемщикам о невыплаченной сумме уже на следующий день после начала просрочки. Звонок из банка – предвестник второй волны кризиса или свидетельство развития технологий, выяснил корреспондент Firstnews.
Посетители банковских интернет-форумов все чаще жалуются на настойчивые звонки из банков. Причем о том, что пора расплачиваться по долгам, крупнейшие кредитные организации напоминают клиентам с безупречной кредитной историей, рассказывают заемщики. И если раньше звонили рядовые специалисты кредитного отдела, то теперь зачастую за это берутся большие начальники.
Такая "забота" может быть "тревожным звонком" о состоянии самих банков, опасаются клиенты. Ведь все больше экономистов предупреждают - вторая волна кризиса не за горами.
В последнее время банки действительно активизировали мониторинг платежеспособности заемщиков, подтвердил Firstnews генеральный директор "Столичного коллекторского агентства" Артем Плохов. Масла в огонь подлило и рейтинговое агентство Moody's, которое на этой неделе изменило свой прогноз по развитию российской банковской системы со стабильного на негативный.
Сами банки взаимосвязь между напоминаниями должникам и финансовой нестабильностью предпочитают не видеть.
"Многие розничные банки наконец-то внедрили современные технологии мирового стандарта и системы управления взаимоотношений с клиентами (СРМ). Данный факт свидетельствует о стабилизации и значительном прогрессе банковской системы России", - уверен председатель Совета Директоров ООО КБ "Алтайэнергобанк" Сергей Востриков.
Он пояснил Firstnews, что система автоматически способна выявить тех, кто вовремя не заплатил по кредиту. Такого же мнения придерживается и директор Департамента кредитования розничного бизнеса и МСБ Абсолют Банка Елена Ковырзина.
"Если говорить о банках в целом, возможно, это связано с возросшим уровнем автоматизации и повышением уровня обслуживания. Клиент за каждый день платит пени, и напоминание о просрочке позволяет сохранить средства клиента. Что касается Абсолют Банка, то мы всегда оповещаем клиентов на ранних стадиях", - отмечает Елена Ковырзина.
Не видят ничего крамольного в напоминании клиенту о просрочке и в ВТБ24. По словам заместителя начальника управления ВТБ24 по работе с проблемными активами Натальи Шелковой, это стандартная практика. И клиент, и банк заинтересованы в том, чтобы решать возникающие проблемы на ранней стадии. По ее словам, многие банки уведомляют клиента даже о предстоящих платежах, в том числе при отсутствии какой бы то ни было просрочки.
Первое напоминание о задолженности, как правило, происходит в течение 5 дней. Уменьшение этих сроков, скорее всего, связано с желаниями банков выявлять проблемные кредиты на более ранних стадиях, поясняет руководитель департамента развития банковских продуктов ФГ БКС Александр Дерягин.
В Citibank, который наравне с Кредит Европа Банк, по мнению заемщиков, наиболее активно напоминает о задолженности, Firstnews пояснили, что стратегия звонков по просроченной задолженности в целом зависит от платежной истории клиентов и внутренних процедур банка.
"Обычно клиент начинает получать напоминания о предстоящем платеже за несколько дней до наступления даты очередного платежа, а также в день, следующий за датой очередного платежа. Однако некоторые, наиболее ответственные клиенты могли получать такой звонок не в первый день, а позднее. Ситибанк придерживается такого подхода уже продолжительное время", - сказал представитель банка.
С представителем Кредит Европа банка на момент сдачи материала корреспонденту Firstnews связаться не удалось.
Объясняя звонки исключительно повышением качества обслуживания и внедрением современных систем, кредитные организации все-таки немного лукавят. Ощущение, что приближается вторая волна кризиса, приводит к тому, что банки активно создают необходимый запас ликвидных активов, которые позволили бы им без проблем обеспечить операции клиентов при условии ограниченного предложения денег. Не случайно последние пару месяцев банки активно привлекают заёмные средства в ЦБ РФ, а сам Центробанк готов вновь вернуть на рынок беззалоговые кредиты, которые спасли отечественную банковскую систему в 2008-2010 годах.
"В таких условиях просрочка заёмщиков становится невыгодной банку, так как, кроме замедления темпов возврата требующихся в кризисные времена денежных средств, ему приходится досоздавать резервы", - говорит начальник аналитического отдела ИК ЛМС Дмитрий Кумановский.
Впрочем, напоминание "забывчивым" клиентам – это не только способ сократить риски в период нестабильной финансовой ситуации, но и банальное желание кредитных организаций заработать.
"Складывается впечатление, что небольшие и средние банки стремятся сейчас побыстрее избавиться от кредитов, выданных по сравнительно низким ставкам, чтобы увеличить объем займов под более высокий процент", - рассуждает главный экономист УК "Финам Менеджмент" Александр Осин.
Ставки по потребительским, ипотечным, автомобильным кредитам в среднем уже выросли на 0,5% - 1% и, возможно, еще повысятся на 0,25% - 0,5%. Отечественные кредитные организации готовятся к буму кредитования. По российской банковской системе за 3 квартала прирост кредитования физических лиц составил 24%, а по результатам года может увеличиться до 30%. Не удивительно, что банки ужесточают меры контроля за предложением кредитов, резюмирует эксперт.
credits.ru
03.11.2011