Оценить объем российского рынка кредитного брокериджа в абсолютных цифрах сегодня не возьмется никто
Оценить объем российского рынка кредитного брокериджа в абсолютных цифрах сегодня не возьмется никто. Деятельность кредитных брокеров не лицензируется, надзора за ними нет. Чтобы стать кредитным брокером, достаточно зарегистрировать юридическое лицо с типовым уставом. Специально для "Ъ" интернет-портал Bank.ru провел исследование "Рынок кредитного брокериджа в РФ: рост или стагнация?".
Расширение каналов
По данным компании AnalyticResearchGroup, в стране работает около 4 тыс. кредитных брокеров. По более осторожным оценкам, в России 2-3 тыс. брокеров. Учет осложняется тем, что услуги кредитного брокериджа предоставляют не только брокеры, но и консалтинговые компании. С уверенностью можно лишь отметить существенный рост института брокеров за последние пять лет: в 2007 году в России действовало всего 400 компаний, предоставляющих услуги кредитного брокериджа.
Сейчас в России при посредничестве кредитных брокеров выдается около 10-15% кредитов. В странах же Западной Европы и США, то есть там, где аналогичные рынки полностью открыты для статистики, этот показатель составляет более 50%.
Что касается уровня доверия потребителей к кредитному посредничеству, то результаты исследования портала Bank.ru показывают, что 35% опрошенных потенциальных клиентов опасаются мошенников, 31% респондентов видят в кредитных брокерах ненужных посредников, 20% имели негативный опыт общения с брокерами, то есть займов с их помощью так и не смогли получить, и лишь 14% полагают, что институт кредитного брокериджа действительно помогает кредитоваться.
Опрос посетителей портала Bank.ru показал, что большинство (61%) предпочло бы искать необходимый кредитный продукт самостоятельно. Только 9% респондентов готовы воспользоваться услугами кредитного брокера.
У банкиров кредитные брокеры неприятия не вызывают. Для банка кредитный брокер — дополнительный канал продаж. 78% банкиров, участвовавших в исследовании Bank.ru, выразили положительное отношение к институту кредитного брокериджа, о нейтральном отношении заявили 22%.
Отвечая на вопрос "Для кого кредитный брокеридж выгоден в большей степени?", большинство банкиров (72%) отметило, что эти услуги в равной степени выгодны и для банков, и для заемщиков. "В равной степени кредитный брокеридж выгоден как для заемщика, так и для банка. Причем дополнительное преимущество брокериджа для банка — предварительный отбор и анализ потенциальных заемщиков, осуществляемый брокером",— поясняет Юлия Бородина, заместитель начальника отдела кредитования физических лиц Мастер-банка. В 14% банков полагают, что брокеры помогают сэкономить только клиентам, в таком же количестве банков (14%) уверены, что деятельность брокеров выгодна только самим брокерам.
Четверть сотрудничающих с брокерами банкиров заявили, что у них доля "приведенных" клиентов 5-15%. В некоторых банках (13%) эта доля доходит до 30%. Еще 13% банкиров рассказали, что к ним брокеры приводят до 50% заемщиков.
Существенной роли в абсолютных объемах кредитования кредитный брокеридж пока не играет. Хотя с брокерами сотрудничают 56% опрошенных банкиров, большинство из них (49%) получают от кредитных брокеров менее 5% клиентов от общего числа заемщиков. И в основном это потребительские кредиты.
Комментируя же общее недоверие к брокериджу, представители банков отмечают, что связано это не только с фактами непрофессионализма и не только с дороговизной услуг кредитных брокеров, но и с качеством клиентов.
По мнению Евгении Таубкиной, генерального директора Независимого бюро ипотечного кредитования, "в настоящее время к кредитным брокерам обращаются в основном клиенты, имеющие судимость, просрочки и т. д.". То есть основной клиентурой брокеров являются граждане, которые, что называется, еле сводят концы с концами и которым просто больше некуда обратиться за помощью.
Дополнительная мотивация
За рубежом существует практика предоставления банками скидок клиентам, которых привели кредитные брокеры. Однако исследование Bank.ru показало, что только в 11% опрошенных банков снижают стоимость кредита. В подавляющем большинстве банков (89%) "льготное отношение" выражается лишь в упрощенной процедуре оформления сделки.
Впрочем, по данным компании AnalyticResearchGroup, за последние годы произошло существенное снижение размеров комиссий: если в 2005 году средняя комиссия по автокредиту могла составлять 20%, то в начале второго квартала 2011 года она составляла 2%.
Генеральный директор брокерской компании "Класс!" Алексей Казарин рассказывает, что 80-90% доходов его компании формируют заемщики: "На данный момент банки не могут полностью удовлетворить потребность брокера, а комиссионные вознаграждения служат только дополнительной мотивацией". Столь низкий уровень банковского вознаграждения, по его мнению, обусловлен именно тем, что банки рассматривают брокеров как дополнительный источник привлечения клиентов, а не как основной.
73% опрошенных брокеров отметили, что стоимость их услуг зависит от суммы кредита, 27% заявили о фиксированных тарифах, зависящих от видов кредитов, предоставляемых клиентам. Около 60% респондентов взимают оплату по факту предоставления кредита, четверть респондентов требуют предоплату 100%, около 17% респондентов требуют до 50% предоплаты.
В итоге 64% кредитных брокеров, принявших участие в исследовании Bank.ru, заявили, что их работу оплачивает клиент, 36% получают вознаграждение и от клиента, и от банка.
По мнению Евгении Таубкиной, "самым выгодным направлением кредитного брокериджа является кредитование под залог имеющейся недвижимости без подтверждения дохода, комиссия здесь составляет 6-10%. Однако оптимальным вариантом работы является ипотека ввиду растущего спроса на нее и более качественной аудитории".
Леонид Бацев, начальник управления развития продаж банка "Хоум Кредит", подчеркивает при этом: "Каналы дистрибуции для розничного банка играют одну из первостепенных ролей. Причем это касается не только кредитов. Мы работаем с большим количеством брокерских компаний как по депозитным, так и кредитным продуктам. В перспективе сотрудничество с брокерами планируется только расширять".
Коммерсант
13.03.2012