На главную Обратная связь Карта сайта
Аналитический Центр по ипотечному кредитованию
и секьюритизации

Снижение стоимости ипотеки в РФ маловероятно

Почти год в России реализуется программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ». Как вы считаете, способно ли государство в относительно короткие сроки предоставить россиянам доступное жилье и качественные коммунальные услуги?

Борис Чистяков, управляющий партнер Effective Management Group:

"Пока такого рода программы, будь то предоставление жилья военнослужащим или очередникам, выполнялись не лучшим образом. Были случаи, когда под предлогом удешевления строительства такие проекты осуществлялись либо на отдаленных от города земельных участках без соответствующего обеспечения транспортной инфраструктурой, либо вообще на рекультивированных полигонах для захоронения отходов.

Но даже если отложить в сторону качество используемых участков, остается вопрос, каким именно образом будет повышена доступность жилья? При снижении себестоимости еще сильнее пострадает и так невысокое качество массового строительства, а кроме того, непонятно, как будет достигаться снижение стоимости подведения инженерных сетей, сейчас составляющей значительную долю в стоимости проекта.

Снижение стоимости ипотеки также кажется маловероятным. И коммерческие, и государственные банки считают нынешние 11–12% годовых по ипотеке пределом по рентабельности и дальше снижать ставку не готовы. Стоимость долгосрочного фондирования уже выросла и будет расти дальше, так как от западных фондовых рынков Россия уже отрезана санкциями, а у государства денег нет. Что касается коммунальных услуг, то, как показала практика, ни вмешательством государства, ни его уходом с рынка и передачей всей власти управляющим компаниям вопрос не решить. Коррупция и воровство, пронизавшие сектор ЖКХ на всех уровнях, требуют новых методов управления, предусматривающих повышение ответственности всех участников за стоимость и качество услуг".

Федор Богдановский, член рабочей группы по муниципальному контролю при Государственной думе РФ:

"Я считаю, что государство прежде всего должно сфокусировать усилия на создании прозрачных условий, которые бы стимулировали всех участников рынка недвижимости вкладывать в него ресурсы и энергию. Речь прежде всего идет о строительных фирмах или компаниях, работающих в сфере ЖКХ. Им должно быть выгодно строить доступное и комфортное жилье и предоставлять качественные услуги. Например, государство может (и должно, на мой взгляд) внести изменения в строительные нормативы, которые сейчас не позволяют реализовать в городах малоэтажную застройку, так интересующую инвесторов".

Максим Брандуков, президент Российской ассоциации кредитных союзов, заместитель директора кредитного потребительского кооператива (КПК) «Мой дом»:

"Проблем в этой сфере хватает — это и увеличившиеся объемы ветхого жилья, и низкая платежеспособность населения при приобретении квартир, и все еще недостаточная доступность ипотечных кредитов, и проблемы с обеспечением жильем отдельных категорий граждан, будь то военнослужащие или молодежь. Решить все эти проблемы в рамках одной, пусть и масштабной государственной программы весьма сложно. Ведь решение зависит от консолидированных усилий государственных органов всех уровней и бизнес-сообщества. В условиях снижающихся темпов роста экономики сделать это будет очень непросто. Правительство уверяет, что секвестра социальных расходов не будет, но программа по обеспечению граждан доступным жильем относится к одной из самых дорогостоящих. Поэтому некоторый пересмотр сроков и стоимости проекта неизбежен.

Дмитрий Патрацкий, советник президента DVI Group по маркетингу и стратегии:

"Вообще-то опыт успешного государственного обеспечения граждан доступным жильем был накоплен в Советском Союзе — это проект так называемых хрущевок. Впрочем, тогда речь не шла о коммерческой составляющей. Граждан в массовом порядке смогли обеспечить жильем, которое было очень бюджетным по стоимости строительства и с рекордными сроками возведения. Однако, как оказалось, «быстро + дешево = некачественно». Уровень коммунальных услуг в то время тоже оставлял желать лучшего.

Если изучить опыт реализации многих современных госпрограмм, то у меня лично внутри звучит голос Станиславского. У меня трое детей, и я попадаю, например, под действие программы по предоставлению земельных участков для многодетных, а также под действие решения о материнском капитале. Земельный участок при существующей на сегодня ситуации (в моем конкретном случае) я смогу получить, по расчетам, через 96 лет. С материнским капиталом заметно проще, но все равно очень много сложностей и мало реальных возможностей вложения этого капитала".

Сергей Георгиевский, директор департамента государственно-частного партнерства центра территориальных инициатив «Архполис»:

"Государство, конечно, способно решить эту проблему, вопрос только в том, как быстро это будет сделано. Сейчас в рамках этой программы до 2017 года планируется обеспечить жильем 460 тысяч семей. При этом широко известно, что сегодня остро нуждаются в жилье порядка трех миллионов российских семей... Недавно в российском правительстве прошло заседание на тему жилищной политики, где была очень остро обозначена проблема нехватки комфортного, а, главное, доступного жилья. Эксперты констатировали, что сегодня в России для многих семей получение ипотечного кредита — трудная, почти недостижимая цель, а о самостоятельной покупке квартиры речи вообще идти не может.

Но очень важно, что механизм для решения этой проблемы уже создан и что он достаточно грамотный. Сейчас как раз идет процесс по уточнению целей, задач и источников финансирования".

Александр Филимонов, координатор Центра военно-гражданского взаимодействия:

"Я считаю, что в нашем государстве для этого есть все возможности. Однако для эффективного решения этого вопроса нам не хватает воли руководства и профессиональной команды. Дело в том, что наш чиновничий аппарат недостаточно «заточен» на то, чтобы помогать российским гражданам решить их жилищные проблемы в законных рамках. Многие чиновники просто занимаются длинными переписками с теми структурами, которые могли бы эти вопросы решать. Такие проблемы есть во многих министерствах и муниципальных органах власти. Как только будут устранены проблемы межведомственного взаимодействия — и жилье появится, и коммунальные услуги будут на должном уровне".

Сергей Жарков, заместитель руководителя аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости»:

"Думаю, способно. Однако доступным жилье станет не тогда, когда оно станет дешевым, а когда повысится уровень жизни российских граждан. Поэтому для реализации этой программы необходимо поднимать экономику страны в целом, для того чтобы доходы людей позволяли им оплачивать качественное и современное жилье. Есть и еще один момент: согласно Конституции РФ, государство обязано обеспечить своих граждан жильем, но при этом нигде не записано, что оно должно обеспечивать их собственностью. Я вообще думаю, что сейчас более актуальна тема арендного жилья, именно по этому пути идут во всем мире".

Известия, 25.04.2014
 Редакционная статья

Мы в соцсетях
Ссылки
 Наверх