Александр Казаков: Будет снижаться инфляция - будет снижаться ставка по ипотечным кредитам
- Александр Александрович, Президент Владимир Путин обратил свое внимание на развитие рынка ипотеки в России. Правительству РФ будет предложено обсудить некоторые законодательные шаги по развитию ипотечной системы в России. В частности, предполагается внести законопроект об ипотечных ценных бумагах, поправки в налоговый кодекс. О чем свидетельствует такое внимание к вопросам ипотеки? Процесс пошел?
Я думаю, что этот процесс идет достаточно активно, с прошлой весны. Это не первое заседание правительства, где обсуждают ипотеку. Однако именно на этом заседании стало понятно, что по вопросу ипотеки в политических кругах достигнуто взаимопонимание. Сегодняшнее заседание Правительства - это одна из необходимых мер, это очередной этап в развитии всей системы. Понятно, что становление идет не так быстро, как хотелось бы, не всегда так гладко. Но все-таки, поступательное движение есть. Сегодняшнее заседание Правительства, я надеюсь, будет тому свидетельством. У нас есть все основания ожидать каких-то позитивных сдвигов и, в первую очередь, по закону об ипотечных ценных бумагах.
- А каковы будут эти позитивные изменения?
Дело в том, что судьба этого закона достаточно сложна, он уже давно обсуждается. Если вспомнить историю, законопроект прошел первое чтение, потом получил отрицательное заключение Главного государственного правового управления Президента с рекомендацией вернуть законопроект на первое чтение - что, по сути, означает, что закон не прошел. И если его опять направят на первое чтение, мы можем о нем забыть, учитывая, что скоро выборы, и депутаты будут заняты совсем другими проблемами, скорее политическими, а не правовыми. По итогам отрицательного заключения ГГПУ было достаточно много сил потрачено на согласование. Вчера я согласовывал позиции с ФКЦБ, которая выносит окончательный вариант законопроекта в Правительство в ближайшее время. Есть все основания ожидать, что он пойдет на второе чтение. Согласована позиция с министерствами и ведомствами, в том числе с ЦБ, который в силу своей специфики занимал достаточно жесткие позиции по вопросу эмитентов ипотечных бумаг. Внесено большое количество изменений, то есть законопроект совсем не похож на то, что было в первом чтении. Я надеюсь, что законопроект будет внесен на второе чтение.
- 18%-ная ставка по ипотечному кредиту - это оптимально для российских условий, или нет?
Я считаю, что в принципе это много, несмотря на то, что, сейчас на рынке предлагаются ипотечные кредиты и по более высоким ставкам. Тем не менее, в целом для России - 18% много. АИЖК стремится к снижению ставки. У нас была ставка 19%, сейчас 18%, мы хотим ее понижать до 17%. В принципе, вопрос ставки зависит от принципиального построения системы. Есть регионы, где ставка 1% в рублях. Но как работает такая система? Очевидно, что она основана полностью на бюджетных деньгах: создается специальный ипотечный агент: государственное предприятие, фонд или ведомство. Это юридическое лицо дотируется из бюджета субъекта и расходует деньги на выдачу таких дешевых ипотечных кредитов. Вся эта система завязана на рефинансировании: когда бюджет иссякнет, когда он достигнет какого-то лимита, система встанет. Это не рыночная система. Мы все-таки пытаемся создать рыночную систему. Построить ее таким образом, чтобы был вторичный рынок для ипотечных кредитов, чтобы можно было выпускать ценные бумаги, рефинансироваться на рынке. Такая система зависит от цены привлечения денег. Пока мы планируем привлекать под инфляцию, плюс какой-то процент - 0,5% или 1%. С падением инфляции, я думаю, будет падать ставка, а наша маржа в данном случае при падении ставки не будет увеличиваться или уменьшаться. Есть стоимость выдачи кредитов, есть стоимость, которая поддерживает существование всей инфраструктуры. Она остается. Будет снижаться инфляция - будет снижаться ставка.
- Однако, согласно целому ряду прогнозов, нам не приходится в нынешнем году ожидать снижения инфляции и, скорее всего, мы останемся на уровне 2002 года.
Понятно, что каждый по-своему считает инфляцию, кто-то по потребительской корзине, кто-то по макроэкономическим показателям. Я видел прогнозы Минэкономразвития: на 2002 год - 14%, к концу 2003 года - 12%. Как квазигосударственная структура, АИЖК не может на себя брать еще и функции расчетов инфляции, здесь мы верим Минэкономразвития. Кстати, в проекте проспекта эмиссии наших бумаг, средства которых будут направлены на развитие ипотеки в графе "риски", там стоит фактически только один риск - инфляционный риск, но он не от нас зависит. Мы берем то, что дает Минэкономразвития.
Открытая экономика, 20.02.2003
Редакционная статья