Олег Иванов: Российская финансово-банковская система проходит испытание
Иванов Олег
В результате мирового финансового кризиса, последствия которого наиболее остро проявили себя в третьем квартале, участники рынка ипотечного кредитования оказались в непростой ситуации. Практически все были вынуждены ужесточить условия кредитования, а кому-то вообще пришлось уйти с рынка. Обострилась ситуация с рефинансированием и доступам к финансовым ресурсам. Законодатели были вынуждены разрабатывать антикризисные меры, которые с одной стороны, защитили бы заемщика в условиях кризиса, а с другой стороны, помогли бы банкам продолжить развивать еще неокрепший рынок ипотечного кредитования. Специально для Русипотеки Олег Иванов - вице-президент Ассоциации региональных банков России проанализировал ситуацию на рынке и ответил на вопросы Русипотеки.
- Не могли бы Вы охарактеризовать текущую ситуацию в банковском секторе. Насколько сильно повлиял мировой финансовый кризис на устойчивость российских банков?
В настоящее время российская финансово-банковская система проходит испытание на прочность. В условиях мирового финансового кризиса, обострения кризиса ликвидности и снижения уровня доверия к контрагентам происходит накопление кредитных рисков. Воздействие внешних шоков оказало крайне негативное влияние на ситуацию на российском рынке ценных бумаг и характер поведения банков и их клиентов, ударило по темпам роста рынка страхования и таким образом отразилось на динамике деятельности финансовых организаций.
В течение нескольких месяцев уровень капитализации российских компаний упал почти на 75%. По итогам первого полугодия текущего года темпы роста практически всех показателей банковского сектора снизились, хотя и продолжают оставаться на уровне выше средних по российской экономике в целом. Временные затруднения с ликвидностью в ряде банков не вызвали «эффекта домино», однако, подорвали уровень доверия внутри банковской системы и привели к остановке рынка межбанковского кредитования. Купирование этой ситуации стало возможным благодаря своевременным действиям Банка России, который, опираясь на новые законодательные возможности, использовал широкий арсенал средств для поддержания уровня ликвидности на достаточном уровне.
На протяжении последних лет российская финансовая система находилась в фазе интенсивного подъема. Так, за период с 2003 по 2008 годы совокупные активы коммерческих банков выросли с 4,1 до 20,1 трлн. руб., или в 5 раз, что по мировым меркам можно считать беспрецедентным результатом. Темпы роста финансового сектора заметно опережали динамику практически всех отраслей и сфер российской экономики. Благодаря этому повысилась степень насыщенности нефинансового сектора банковскими услугами. Отношение активов банковской системы к ВВП увеличилось с 38,1% в 2003г. до 61,0% к началу 2008г. Капитализация российских акций по состоянию на май 2008 года превысила 1 трлн долл., объемы рынка рублевых корпоративных облигаций составили 1,6 трлн рублей. Значительный рост продемонстрировал биржевой срочный рынок (фьючерсы и опционы). Однако это впечатляющие развитие происходило в условиях острого дефицита внутренних долгосрочных финансовых ресурсов.
По сути с принятием в течение октября-ноября комплекса актикризисных мер и новых законов Правительство и Банк России создали в банковском секторе новую конфигурацию, явно не закрепленную в законодательстве о банках и банковской деятельности. Формируются три четко выраженных слоя (группы) кредитных организаций.
Во-первых, выделена группа привилегированных банков с государственным участием. В отношении них многократно звучали высказывания высокопоставленных должностных лиц о безусловной надежности и устойчивости. В нарушение общих принципов равной конкуренции фактически произошло выделение данной группы коммерческих банков в «высшую группу» надежности. Более того, на первом этапе (в начале-середине октября) именно перед этими банками была поставлена задача борьбы с кризисом ликвидности и распределением государственных ресурсов в экономике. Эта задача не была ими выполнена.
В настоящее время к этой группе можно также отнести банки, которые пользуются особым доверием ЦБ. Это банки, получившие право на 90% гарантию со стороны ЦБ при межбанковском кредитовании своих партнеров. В эту группу вошли не только госбанки, но и несколько банков с иностранным участием, а также несколько крупнейших частных банков из первой десятки.
Во-вторых, с введением механизма беззалоговых аукционов выделилась группа банков, которые тем самым получили весьма широкий доступ к ликвидности (пока срочностью до шести месяцев, но возможно увеличение этого срока). Размер беззалоговых кредитов привязан к собственному капиталу банков, а критерии допуска банков к ресурсам выглядят искусственно – наличие кредитного рейтинга (изначально, от иностранных рейтинговых агентств). Число таких банков составило 116 и, видимо, в течение полугода может увеличиться еще на 50-70 организаций, за счет добавления в этот список банков, имеющих рейтинги российских агентств.
Кстати, именно с данной категорией банков работают кураторы ЦБ. Это банки из первой-второй сотни, и небольшое число – из третьей сотни по размеру активов и капиталу.
Наконец, в третью группу попали небольшие банки, которые по сути оказались лишены какой-либо государственной поддержки. Речь идет о почти 700 кредитных организаций (не входящих в банковские группы), которые как правило успешно работали и работают на межрегиональном и региональном уровне. Именно для данной группы банков особенно остро встали проблемы выживания, укрупнения и консолидации. Для почти половины из них, 300 банков, собственный капитал которых менее 180 млн рублей, речь вообще идет о принудительном прекращении деятельности в течение следующих трех лет.
Можно сделать вывод, что банки из первых двух групп готовы выступать консолидаторами на в банковском секторе. Банки третьей группе оказались в очень сложной ситуации. Таким образом в условиях сжатия ликвидности и роста кредитных рисков в России в среднесрочной перспективе может сформироваться 150-200 банковских групп. При сохранении весьма небольшого числа самостоятельных небольших региональных банков (с капиталом от 180 до 500 млн рублей).
- Некоторые эксперты утверждают, что если бы в России активно развивалась "немецкая модель" ипотечного кредитования, а не двухуровневая американская, то удалось бы избежать такого масштабного кризиса ипотечного кредитования. Что вы об этом думаете?
Речь следует вести не о немецкой модели, а о диверсификации источников финансирования (рефинансирования) ипотечных кредитов. Пять лет назад ставка была сделана на рынок ценных бумаг и внешние займы. Сегодня оба источника оказались закрыты. В итоге вся тяжесть проблем легла на государство и бюджет. Создатели нынешней системы практически проигнорировали такой источник, сбережения населения. Сегодня объем банковских депозитов, даже в условиях кризисного снижения превышает 5,5 трлн рублей, но все они короткие и по сути могут быть изъяты в любой момент. Использовать сегодня вклады граждан в качестве источника рефинансирования ипотеки не возможно.
В созданной в Германии системе жилищных накоплений вклады населения, наряду с инструментами рынка капиталов играют заметную роль в формировании ресурсной базы банков – ипотечных кредитов. Таким образом из финансовая база оказывается более диверсифицированной и более устойчивой.
- Каково ваше мнение о двух инициативах депутатов государственной Думы - внесудебное изъятие предмета залога (инициатор Виктор Плескачевский) и замораживание выплат по кредитам заемщикам, потерявшим работу (инициатор Андрей Исаев). Не приведет ли это к злоупотреблениям банков в первом случае и заемщиков во втором?
Регулирование отношений по залогу является больным местом всего финансового рынка. Речь идет о снижении кредитных рисков, что крайне актуально и требует вмешательства законодателя. Однако в сфере риск-менеджмента инструментарий российских банков по-прежнему ограничен. Одна из причин – слишком «не удобное» для финансового рынка законодательство о залоге. Банковское сообщество давно ведет работу над специальным законом о залоге движимого имущества и имущественных прав. Он будет включать положения о регистрации прав залога движимого имущества, о залоге и порядке обращения взыскания на автотранспорт, деньги, ценные бумаги, права требования. Планируется также предусмотреть возможность исключения залога из конкурсной массы. Все это надо делать системно и с учетом мирового опыты. Именно поэтому мы уделяем особое внимание изучению мирового опыта. В частности, в рамках данного проекта мы перевели на русский язык и издали монографию об обеспечении обязательств ведущего немецкого специалиста в области залогового права профессора Ханса Йорга Вебера.
В то же время мы понимаем, что задача совершенствования залогового законодательства требует длительной кропотливой работы в течение полутора-двух лет. Речь идет об основах гражданского законодательства. К тому здесь затрагиваются интересы самых разных сегментов финансового рынка – потребительского кредитования и кредитования малого и среднего бизнеса, ипотеки и рынка капиталов.
Проект, предусматривающий внесудебное обращение взыскания на предмет залога, - это шаг в правильном направлении. Однако, глубина проработки пока явно не достаточно. Необходимы связанные изменения в ГК, ГПК, АПК, закон об исполнительном производстве.
Идея замораживания выплат по кредитам заемщикам, потерявшим работу, - голый популизм.
- Какова должна быть роль государства и АИЖК в стабилизации и развитии рынка ипотечного кредитования в условиях кризиса? Какие из антикризисных мер планируются или уже находятся в стадии реализации?
К сожалению, пока обнаруживается стремление государственных органов решить все проблемы путем выделения дополнительного финансирования. Сначала – 60 млрд., потом – 200 млрд. рублей и т.д. Это нужные, но абсолютно не достаточные шаги. На лицо первая фаза кризиса – власти пытаются потушить пожар деньгами. Этого, видимо, сделать не удастся. На следующей фазе будут необходимы комплексные, системные решения.
Следует модифицировать систему рефинансирования и расширить число источников средств, вспомнить о выпуске обеспеченных облигаций и жилищных накоплениях. Упросить правила передачи ипотечных портфелей, регулирование финансового обеспечения, структурирования сделок и т.д. Огромные усилия потребуются для создания внутреннего слоя институциональных инвесторов. Российской ипотеке остро необходимы долгосрочные национальные инвесторы. Как раз в этом направлении пока вообще ничего не делается.
- Компании и банки, осуществляющие выкуп ипотечных кредитов, либо свернули свою деятельность, либо ужесточили условия выкупа. Какие в настоящий момент существуют источники рефинансирования выданных ипотечных кредитов?
Никаких источников рефинансирования, сопоставимых по срочности с самой ипотекой, в России пока нет и не было. На сегодняшний день банки работают на коротких деньгах ЦБ и это до боли напоминает картинку американских SIV двухлетней давности, которые рефинансировали ипотеку, выпуская короткие коммерческие бумаги. У нас это – короткие кредиты ЦБ на срок 5 недель - 3 месяца.
- Насколько может оживить рынок ипотечных ценных бумаг, внесенная Банком России поправка в указание "О перечне ценных бумаг, входящих в ломбардный список Центробанка", позволяющая получить под залог ипотечных бумаг рефинансирование в ЦБ?
Пока это только декларация. Конкретные выпуски будут включаться в список позже и это создает неопределенность.
- Какова судьба законодательных инициатив Ассоциации Региональных Банков, в том числе проекта закона "О секьюритизации"?
Планируем способствовать внесению этого документа в Думу в ближайшее время. Наиболее оптимальное время для этого – вторая фаза кризиса. Когда власть поймет, что проливать на финансовых рынок триллионы рублей без решения системных задач – неоправданная расточительность.
- Как скоро на Ваш взгляд актуальность секьюритизации вернется на прежний уровень?
На прежний уровень секьюритизация не вернется никогда. Думаю, в ближайшее время следует оживать появление новых видов финансовых продуктов. Это будут новые, более простые, прозрачные и надежные структуры. Возможно, под них будет создана даже новая терминология.
РУСИПОТЕКА, 10.01.2009
Редакционная статья