Быстрое оживление сегмента потребкредитования
Плохих долгов в «Хоум кредит энд финанс банке» (ХКФ-банк) стало меньше, чем до
начала кризиса: доля кредитов с просрочкой свыше 90 дней по итогам первого
полугодия опустилась ниже 10% по сравнению с 12-13% в 2007-2008 гг., отмечает
агентство Moody's. «Качество активов оказалось лучше, чем мы ожидали после
проведения стресс-тестов в апреле 2009 г.», — говорит аналитик Moody's Максим
Богдашкин. На улучшение качества повлияло «кризисное» ужесточение требований к
заемщикам, полагает он.
У других банков, работающих в секторе потребкредитования, также есть тенденция к
улучшению качества активов, отмечает Богдашкин. У «Русского стандарта» доля
неработающих кредитов по итогам первого полугодия составила 3,1% против 5,5% в
2007-м и 3,2% в 2008 г. В портфеле «Ренессанс кредита» доля плохих долгов в
первом полугодии 2010 г. составила 11,8% — почти на 1% ниже, чем в докризисном
2008 году, и на 8% ниже, чем в 2009 г. В «ОТП банке» также отмечают резкое
улучшение качества по коротким кредитам. В частности, по кредитам в торговых
сетях доля просрочки снизилась за год на 4% до 12%, говорит президент «ОТП
банка» Алексей Коровин. При этом банк в скором времени планирует провести
списания, что приведет к «значительному снижению» просрочки.
Списания и продажи плохих долгов коллекторам — одна из причин резкого
выздоровления ритейловых банков, отмечает аналитик Газпромбанка Юрий Тулинов. К
примеру, в 2009 г. ХКФ-банк списал и продал около 13% кредитного портфеля, за
шесть месяцев этого года — уже более 6% портфеля. Для сравнения: до кризиса этот
показатель составлял 5-10% за год. Аналогичные объемы списывает и «Русский
стандарт», говорит Тулинов. «Банки — игроки потребкредитования быстрее очищают
свои балансы, — объясняет управляющий партнер Frank Research Group Юрий Грибанов.
— Банки предпочитают быстрее избавляться от коротких необеспеченных кредитов в
отличие от ипотеки, где есть залог». А благодаря тому, что спрос на
потребкредиты восстановился, ритейловые банки замещают плохие долги новой
выдачей и сохраняют и даже наращивают портфели. «Рост нашего портфеля
показывает, что сегмент потребкредитования — кредиты наличными и pos-кредиты
[кредиты в торговых сетях] — восстановился первым», — говорит предправления
ХКФ-банка Иван Свитек. «Спрос на pos-кредиты растет с лета, — подтверждает
Грибанов. — Кредитование в торговых сетях — это индикаторный рынок, и он
восстанавливается быстрее, потому что люди вначале начинают покупать
холодильники и телевизоры, а потом платежеспособный спрос дозревает до более
дорогих вещей».
Ведомости
23.11.2010