На главную Обратная связь Карта сайта
Аналитический Центр по ипотечному кредитованию
и секьюритизации

Роспотребнадзор отмечает динамичный рост числа обращений гражда-

Заемщики начинают больше жаловаться на банки
 
Роспотребнадзор отмечает динамичный рост числа обращений граждан по вопросам связанным с нарушением их прав в сфере потребительского кредитования и прогнозирует сохранение этой тенденции в ближайшее время.
 
 Жалобная книга
 
 "За 8 месяцев текущего года по целому ряду регионов наблюдается существенный рост числа жалоб. Видимо динамика будет нарастать. Потому что, к сожалению, на сегодняшний день мы не видим тех оснований, которые бы позволяли говорить о том, что в ближайшее время рост должен каким-то образом стабилизироваться", – сообщил начальник управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора Олег Прусаков на конференции "Потребительское кредитование: вызовы времени и современные стандарты".
 
 По его словам, начиная с этого года в структуре жалоб основной объем приходится на проблемы, связанные с взысканием долгов по кредитам и деятельностью коллекторских агентств. "К взысканию определяются некие суммы, которые никак не обоснованы ни банком, ни коллекторским агентством. У человека нет никакой возможности получить информацию о том, откуда взялись такие суммы, и вокруг этого строиться вся проблематика", – поясняет Прусаков.
 
 Жалуются потребители и на комиссии, устанавливаемые банками, и на правомерность отказа в досрочном погашении кредита и взимания за это платы и т.п. нарушения. Как отмечают эксперты, основная проблема в потребительском кредитовании заключается в отсутствии правовой определенности. Поэтому для восполнения пробела заемщики все чаще прибегают к судебным разбирательствам.
 
 Принятие закона "О потребительском кредитовании" могло бы существенно разрядить ситуацию, только вот проект нормативного акта разрабатывается уже не первый год, но пока безрезультатно.
 
 Отметим, что в частности, по мнению некоторых экспертов, законопроект должен запретить банкам требовать досрочного возврата кредита в случае ухудшения финансового положения заемщика, включать в договор положения о возможности одностороннего пересмотра банком условий договора, установить исчерпывающий перечень комиссий по кредиту, а также дать право заемщику вернуть всю сумму кредита без уплаты процентов и комиссий в срок до 14 дней с даты выдачи кредита.
 
 При этом последнее предложение вызывает кучу вопросов даже у Роспотребнадзора. "Когда человек берет краткосрочный кредит на месяц и вдруг через 14 дней возвращает деньги без комиссий и процентов, то тут отчасти экономические интересы кредитных организаций могут пострадать, причем совершенно необоснованно", – говорит Прусаков. По его мнению, данное право стоит привязывать к срокам кредитного договора и суммам.
 
 Посредник со стороны
 
 Как стало известно, в поисках механизмов, которые позволят оптимизировать процесс работы с обращениями граждан и обеспечить оперативность в разрешении спорных ситуаций, Роспотребнадзор намерен активизировать и усилить взаимодействие с финансовым омбудсменом Павлом Медведевым.
 
 Отметим, что за 11 месяцев работы в приемную финансового омбудсмена поступило 2700 обращений граждан в отношении 68 банков. Как рассказал исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков Андрей Емелин, к институту стали присоединяться региональные банки. Например, два из них не просто присоединились, но и выделили ресурсы для создания региональных офисов финансовых омбудсменов, что обеспечит максимальное проникновение института на местах.
 
 Более того, по заявлению президента Российского микрофинансового центра Михаила Мамута, в самое ближайшее время к институту финансового омбудсмена начнут присоединяться микрофинансовые организации. "Поскольку это крайне эффективный, востребованный механизм по защите прав потребителей", – пояснил он.
 
 Напомним, что финансовый омбудсмен – это общественный примиритель на финансовом рынке, орган внесудебного рассмотрения споров, возникающих между банками и их клиентами. При этом сумма споров не должна превышать 300 тыс. рублей. Обратиться к финансовому омбудсмену можно абсолютно бесплатно.
 

sravni.ru
28.09.2011

Мы в соцсетях
Ссылки
 Наверх