Индивидуальные ставки для каждого заемщика
Осенью Сбербанк начнет вводить индивидуальные ставки для каждого заемщика,
рассказала директор управления розничного кредитования Наталья Карасева.
Нововведение распространится на все кредиты банка, кроме жилищных, уточнила она:
по потребительским и автокредитам заемщик будет получать персональную ставку.
Ее уровень будет зависеть от оценки заемщика, а не от того, к какой группе клиентов он относится, продолжает Карасева: "будет учитываться все" — его история, финансовое и семейное положение, где и как он живет. Предложение, по ее словам, будет формироваться "исключительно для конкретного заемщика, чтобы он получил ставки, которые действительно заслуживает".
Это станет еще и инструментом платежной дисциплины, рассчитывает Карасева: если заемщик хорошо обслуживает кредит, по следующему он получит более выгодную ставку и наоборот.
Определенный диапазон ставок все же будет существовать — чтобы люди не подавали заявления на выдачу кредита "вслепую", отмечает Карасева. Например, для зарплатных клиентов Сбербанка ставка может быть лучше, чем для людей "с улицы". "Но с учетом того, что зарплатный клиент может иметь другие продукты в банке, может иметь плохую или хорошую историю, ему будет даваться понижающий или повышающий коэффициент [в рамках диапазона ставок]", — объясняет Карасева.
Сбербанк — крупнейший кредитор россиян, он выдал почти треть кредитов населению. По данным самого банка, его доля в кредитовании физлиц на 1 марта составляла 32,5%. Его долю в кредитовании без учета ипотеки Карасева не назвала.
Кредитование в России оживляется, отмечает председатель правления "ВТБ 24" Михаил Задорнов, приводя в пример автокредиты: некоторые клиенты оформляют их, но не получают, поскольку у дилеров нет столько автомобилей.
Сбербанк надеется снять сливки с этого роста, признается источник, близкий к руководству банка: "хорошие" заемщики могут предпочесть его другим банкам в расчете на меньший процент, а "плохие", наоборот, испугаются высокой ставки и обратятся в другие банки.
Индивидуальные ставки, по мнению председателя правления "Юникредит банка" Михаила Алексеева, — это больше элемент риск-менеджмента, более хитрый скоринг, маркетинговый ход, чем увод хороших заемщиков у банков-конкурентов. "В любом случае для “Сбера” это шаг в правильном направлении", — отмечает он.
"Хорошим" заемщикам нововведения Сбербанка, скорее всего, понравятся, говорит зампред правления банка "Ренессанс кредит" Олег Скворцов, работавший в "Абсолют банке", когда тот несколько лет назад предлагал клиентам персональные ставки по ипотечным и автомобильным кредитам. Большого эффекта эта мера не вызвала, вспоминает он. Оценить предложение Сбербанка Скворцов затруднился: "Надо понимать, как это будет упаковано и продано клиенту. Каким будет лимит по кредиту? Не станет ли процедура выдачи кредита менее прозрачной для “плохих” заемщиков?"
Стоимость кредита — чувствительный, но не единственный фактор в потребительском кредитовании, отмечает зампред правления банка "Уралсиб" Илья Филатов: есть и неценовые параметры, из-за которых клиент может выбрать чуть более дорогой продукт конкурента, — скорость рассмотрения заявки, количество необходимых документов, удобство оформления и проч.
Последуют ли примеру лидера другие банки, Филатов предсказать не берется. Сбербанк является маркетмейкером (достаточно вспомнить историю с отменой комиссий за обслуживание кредита), но, чтобы понять, пойдет ли рынок за крупнейшим игроком, надо учитывать себестоимость процесса. Скоринг и выдача кредита с введением индивидуальных ставок для Сбербанка не подорожают, поскольку все будет проходить через кредитную фабрику, уверяет Карасева.
Ее уровень будет зависеть от оценки заемщика, а не от того, к какой группе клиентов он относится, продолжает Карасева: "будет учитываться все" — его история, финансовое и семейное положение, где и как он живет. Предложение, по ее словам, будет формироваться "исключительно для конкретного заемщика, чтобы он получил ставки, которые действительно заслуживает".
Это станет еще и инструментом платежной дисциплины, рассчитывает Карасева: если заемщик хорошо обслуживает кредит, по следующему он получит более выгодную ставку и наоборот.
Определенный диапазон ставок все же будет существовать — чтобы люди не подавали заявления на выдачу кредита "вслепую", отмечает Карасева. Например, для зарплатных клиентов Сбербанка ставка может быть лучше, чем для людей "с улицы". "Но с учетом того, что зарплатный клиент может иметь другие продукты в банке, может иметь плохую или хорошую историю, ему будет даваться понижающий или повышающий коэффициент [в рамках диапазона ставок]", — объясняет Карасева.
Сбербанк — крупнейший кредитор россиян, он выдал почти треть кредитов населению. По данным самого банка, его доля в кредитовании физлиц на 1 марта составляла 32,5%. Его долю в кредитовании без учета ипотеки Карасева не назвала.
Кредитование в России оживляется, отмечает председатель правления "ВТБ 24" Михаил Задорнов, приводя в пример автокредиты: некоторые клиенты оформляют их, но не получают, поскольку у дилеров нет столько автомобилей.
Сбербанк надеется снять сливки с этого роста, признается источник, близкий к руководству банка: "хорошие" заемщики могут предпочесть его другим банкам в расчете на меньший процент, а "плохие", наоборот, испугаются высокой ставки и обратятся в другие банки.
Индивидуальные ставки, по мнению председателя правления "Юникредит банка" Михаила Алексеева, — это больше элемент риск-менеджмента, более хитрый скоринг, маркетинговый ход, чем увод хороших заемщиков у банков-конкурентов. "В любом случае для “Сбера” это шаг в правильном направлении", — отмечает он.
"Хорошим" заемщикам нововведения Сбербанка, скорее всего, понравятся, говорит зампред правления банка "Ренессанс кредит" Олег Скворцов, работавший в "Абсолют банке", когда тот несколько лет назад предлагал клиентам персональные ставки по ипотечным и автомобильным кредитам. Большого эффекта эта мера не вызвала, вспоминает он. Оценить предложение Сбербанка Скворцов затруднился: "Надо понимать, как это будет упаковано и продано клиенту. Каким будет лимит по кредиту? Не станет ли процедура выдачи кредита менее прозрачной для “плохих” заемщиков?"
Стоимость кредита — чувствительный, но не единственный фактор в потребительском кредитовании, отмечает зампред правления банка "Уралсиб" Илья Филатов: есть и неценовые параметры, из-за которых клиент может выбрать чуть более дорогой продукт конкурента, — скорость рассмотрения заявки, количество необходимых документов, удобство оформления и проч.
Последуют ли примеру лидера другие банки, Филатов предсказать не берется. Сбербанк является маркетмейкером (достаточно вспомнить историю с отменой комиссий за обслуживание кредита), но, чтобы понять, пойдет ли рынок за крупнейшим игроком, надо учитывать себестоимость процесса. Скоринг и выдача кредита с введением индивидуальных ставок для Сбербанка не подорожают, поскольку все будет проходить через кредитную фабрику, уверяет Карасева.
Ведомости
15.07.2010