Банки все чаще проигрывают судебные споры Роспотребнадзору
Банки все чаще проигрывают судебные споры Роспотребнадзору о защите прав заемщиков, свидетельствует статистика ведомства. Впрочем, несмотря на это, своей активности в спорах с Роспотребнадзором банки не снижают: пассивность может обойтись им гораздо дороже растущих издержек на судебные тяжбы.
Согласно статистике Роспотребнадзора, только за семь месяцев 2011 года службой было вынесено 588 постановлений о назначении административных наказаний в отношении банков. Это более 80% всех административных наказаний, назначенных банкам в 2010 году. Активность ведомства Геннадия Онищенко в деле защиты прав потребителей финансовых услуг неуклонно растет с каждым годом: в 2009 году предписания банкам выносились 326 раз, в 2008-м — 197 раз.
Рост административной активности Роспотребнадзора подкрепляется выигрышами в судах. Если по итогам 2010 года доля постановлений Роспотребнадзора, которые банкам не удалось опротестовать в судах первой инстанции, составляла 74%, то по итогам первого полугодия 2011 года — выросла до 82%. За семь месяцев текущего года банки проиграли Роспотребнадзору в первой судебной инстанции 268 из 325 дел. Сопоставимый рост доли выигранных Роспотребнадзором споров с банками наблюдается и в судах других инстанций, свидетельствует статистика ведомства.
Впрочем, учащающиеся проигрыши в судах не снижают судебной активности банков. Если по итогам 2010 года банки пытались оспорить 54% вынесенных им Роспотребнадзором постановлений, то за семь месяцев 2011 года этот показатель был на уровне 55%. Многие игроки для споров с Роспотребнадзором теперь содержат штат юристов в регионах. "Если ранее у нас отсутствовали специалисты в регионах, то теперь банковские юристы присутствуют при каждом рассмотрении дела в суде",— говорит директор юридического департамента банка "Ренессанс Кредит" Сергей Королев.
Рост судебных споров банков с Роспотребнадзором обусловлен активной позицией ведомства, представители которого обнаруживают в кредитных договорах банков с заемщиками все больше условий, ущемляющих, по их мнению, права заемщиков как потребителей. Кроме признанных незаконными на уровне Высшего арбитражного суда комиссий за открытие и ведение ссудного счета, Роспотребнадзор считает неправомерным навязывание услуг по страхованию заемщиков, плату за рассмотрение заявки по предоставлению кредита, условие о переуступке прав требования по кредиту коллекторам и др.
Активность Роспотребнадзора провоцируют пробелы в законодательстве, констатируют участники рынка. "Существующее сейчас правовое поле не дает однозначной трактовки по целому ряду вопросов, что заставляет обе стороны доказывать свою правоту в суде,— говорит член правления ФГ БКС Дмитрий Юрцвайг.— Поскольку у нас нет прецедентного права, то в одной и той же ситуации суды могут принять взаимоисключающие решения в разных регионах страны". Если банки будут сдаваться без борьбы в неоднозначных ситуациях, то давление на них будет еще больше усиливаться, заключает господин Юрцвайг.
Количество судебных разбирательств и, как следствие, расходы, которые несут при этом банки, вряд ли снизятся без существенных изменений в законодательстве, считают эксперты. По словам партнера компании "Яковлев и партнеры" Игоря Дубова, единственной возможностью снизить количество претензий со стороны Роспотребнадзора является принятие закона о потребительском кредите. "Если будет создан перечень комиссий, которые банки вправе взимать, а также решен вопрос о законности передачи долгов коллекторам, это значительно прояснит ситуацию как для Роспотребнадзора, так и для банков",— заключает господин Дубов. Впрочем, судя по последней редакции разработанного Минфином законопроекта по потребкредитованию, этот документ не столько вносит ясность, сколько еще больше обременяет банки дополнительной административной работой.
Коммерсант
29.09.2011