Мнение Олега Иванова
В 2008 году закончила свое действие трехлетняя стратегия развития
банковской системы РФ. В 2009 году мы жили в условиях кризиса и поэтому
действовали антикризисные меры, принятые в октябре–ноябре 2008 года: было не до
стратегии, спасали банковскую систему. Были приняты федеральные законы об
антикризисных мерах, которые, по большому счету, были способом законодательного
оформления антикризисной закачки денег в государственный сектор. Свято место,
как известно, пусто не бывает. И что же мы видим сейчас, когда у нас нет
страгеии развития банковского рынка? Мы видим конкуренцию между шестью
государственными финансовыми институтами, которые осуществляют банковские
функции на финансовом рынке. Это Сбербанк, ВТБ, "Газпромбанк", "Россельхозбанк",
АИЖК и "Внешэкономбанк".
Последние полгода государство совершенно четко артикулирует все свои действия, связанные с выделением денег и запуском программ этих шести финансовых институтов. За их рамками никаких содержательных решений в отношении развития банковского сектора, коммерческого банкинга, принято не было. На самом деле, государственную стратегию по развитию банковского рынка заменили шесть стратегий по развитию государственных финансовых институтов. В связи с этим в последние месяцы часто проявляется некая новая тенденция. Государственные финансовые институты в отсутствие стратегии попросту начали собачиться между собой и выяснять отношения на законодательном поле.
Один из примеров – национальная платежная система. Мы видим, что развитие карточного бизнеса в регионах никого не интересует. Всем интересны два вопроса: а кто станет главым при создании системы платежных карт – ВЭБ с "Почтобанком" или Сбербанк со своей платежной системой, и кто получит государственное финансирование. Посчитали, что на процессинге, оказывается, можно будет заработать 120 млрд руб., а вложить вроде можно в пять раз меньше. И, в итоге, вся тема, связанная с развитием карточного бизнеса в России на федеральном уровне подменяется дискуссией о том, кто из государственных финансовых институтов возглавит это направление.
Другой самый свежий пример – развитие ипотеки. В 2008 году мы гордились тем, что у нас было порядка 500 кредиторов на этом рынке, фактически, осталось четыре. Ау, уже даже АИЖК отдыхает! Оказывается, в Государственную Думу можно 15 февраля, в понедельник внести законопроект с поправками в закон об ипотечных ценных бумагах и уже 19 февраля, в пятницу принять его в трех чтениях. Теперь для выпуска ипотечных ценных бумаг достаточно покрытия кредитами с первоначальным взносом не в 30% как раньше, а лишь 20%.
Закон принят в трех чтениях за пять дней с момента внесения ровно через два месяца после того, как Сбербанк поменял собственные стандарты выдачи ипотечных кредитов. Это было сделано ровно для того, чтобы подогнать закон об ипотечных ценных бумагах к ипотечной программе Сбербанка, а не к ипотечной программе АИЖК. Но есть расчеты Moodys, которые показывают: снижение взноса с 30% до 20% увеличивает риск дефолта по этим кредитам в 2,5 раза. Поэтому АИЖК резко выступает против этих программ, так как считает, что первоначальный взнос можно снижать для заемщика только за счет ипотечного страхования. Такая страховка покрывает риски, возникающие при пониженном взносе и позволяет неплатежеспособному заемщику банка погасить задолженность перед банком при недостаточной стоимости залога.
Таким образом, мы видим две конкурирующие модели. С одной стороны, есть три госбанка, которые говорят, что повысят доступность ипотеки, но на самом деле это означает: "мы знаем, как потратить 210 млрд руб., которые нам даст ВЭБ". Они рассчитывают, что граждане к ним придут за ипотекой, если будет снижен первоначальный взнос. С другой стороны, АИЖК считает, что снижать нельзя и, в отличие от госбанков, хочет играть ставкой: у агентства она ниже всех и составляет 10–11%. Когда два государственных института схлестнулись, тогда и стало понятно, кто сильнее: Сбербанк победил и даже с большим перевесом. При этом развитие рынка ипотеки в Российской Федерации оказалось заменено развитием ипотечных программ пяти государственных институтов.
Всего на ипотечные программы премьер-министр анонсировал 250 млрд руб. Из них 210 млрд руб. пойдут в госбанки, а на оставшиеся 40 млрд руб. смогут претендовать институты развития. А поскольку АИЖК пока не отказался от планов создания перестраховочной компании, то можно предположить, что они продолжат доказывать друг другу, кто более прав.
Последние полгода государство совершенно четко артикулирует все свои действия, связанные с выделением денег и запуском программ этих шести финансовых институтов. За их рамками никаких содержательных решений в отношении развития банковского сектора, коммерческого банкинга, принято не было. На самом деле, государственную стратегию по развитию банковского рынка заменили шесть стратегий по развитию государственных финансовых институтов. В связи с этим в последние месяцы часто проявляется некая новая тенденция. Государственные финансовые институты в отсутствие стратегии попросту начали собачиться между собой и выяснять отношения на законодательном поле.
Один из примеров – национальная платежная система. Мы видим, что развитие карточного бизнеса в регионах никого не интересует. Всем интересны два вопроса: а кто станет главым при создании системы платежных карт – ВЭБ с "Почтобанком" или Сбербанк со своей платежной системой, и кто получит государственное финансирование. Посчитали, что на процессинге, оказывается, можно будет заработать 120 млрд руб., а вложить вроде можно в пять раз меньше. И, в итоге, вся тема, связанная с развитием карточного бизнеса в России на федеральном уровне подменяется дискуссией о том, кто из государственных финансовых институтов возглавит это направление.
Другой самый свежий пример – развитие ипотеки. В 2008 году мы гордились тем, что у нас было порядка 500 кредиторов на этом рынке, фактически, осталось четыре. Ау, уже даже АИЖК отдыхает! Оказывается, в Государственную Думу можно 15 февраля, в понедельник внести законопроект с поправками в закон об ипотечных ценных бумагах и уже 19 февраля, в пятницу принять его в трех чтениях. Теперь для выпуска ипотечных ценных бумаг достаточно покрытия кредитами с первоначальным взносом не в 30% как раньше, а лишь 20%.
Закон принят в трех чтениях за пять дней с момента внесения ровно через два месяца после того, как Сбербанк поменял собственные стандарты выдачи ипотечных кредитов. Это было сделано ровно для того, чтобы подогнать закон об ипотечных ценных бумагах к ипотечной программе Сбербанка, а не к ипотечной программе АИЖК. Но есть расчеты Moodys, которые показывают: снижение взноса с 30% до 20% увеличивает риск дефолта по этим кредитам в 2,5 раза. Поэтому АИЖК резко выступает против этих программ, так как считает, что первоначальный взнос можно снижать для заемщика только за счет ипотечного страхования. Такая страховка покрывает риски, возникающие при пониженном взносе и позволяет неплатежеспособному заемщику банка погасить задолженность перед банком при недостаточной стоимости залога.
Таким образом, мы видим две конкурирующие модели. С одной стороны, есть три госбанка, которые говорят, что повысят доступность ипотеки, но на самом деле это означает: "мы знаем, как потратить 210 млрд руб., которые нам даст ВЭБ". Они рассчитывают, что граждане к ним придут за ипотекой, если будет снижен первоначальный взнос. С другой стороны, АИЖК считает, что снижать нельзя и, в отличие от госбанков, хочет играть ставкой: у агентства она ниже всех и составляет 10–11%. Когда два государственных института схлестнулись, тогда и стало понятно, кто сильнее: Сбербанк победил и даже с большим перевесом. При этом развитие рынка ипотеки в Российской Федерации оказалось заменено развитием ипотечных программ пяти государственных институтов.
Всего на ипотечные программы премьер-министр анонсировал 250 млрд руб. Из них 210 млрд руб. пойдут в госбанки, а на оставшиеся 40 млрд руб. смогут претендовать институты развития. А поскольку АИЖК пока не отказался от планов создания перестраховочной компании, то можно предположить, что они продолжат доказывать друг другу, кто более прав.
credits.ru
20.04.2010