На главную Обратная связь Карта сайта
Аналитический Центр по ипотечному кредитованию
и секьюритизации

Заключение на проект Федерального закона N 594840-5


Туктаров Юрий

партнер юридической фирмы «Legal Capital Partners»

Проект Федерального закона N 594840-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ипотечных ценных бумагах» (далее – «Законопроект») принят Государственной Думой РФ в первом чтении 02 ноября 2011 г. Предлагаемые Законопроектом меры направлены на дальнейшее улучшение условий выпуска ипотечных облигаций, устранение препятствий и юридических рисков, выявленных за время действия Федерального закона «Об ипотечных ценных бумагах».

Legal Capital Partners проанализировала данный Законопроект на основании опыта участия в сделках секьюритизации в качестве юридического консультанта, взаимодействия со всеми участниками таких сделок и рейтинговыми агентствами, и пришел к следующим выводам.

Законопроект в целом решает многие проблемы, которые были выявлены за последние годы в ходе осуществления сделок секьюритизации. Предлагаемые законопроектом меры по устранению риска добровольной ликвидации, риска несоблюдения требований к структуре ипотечного покрытия и других рисков повысят оценку уровня устойчивости структуры выпусков ипотечных ценных бумаг в глазах экспертного сообщества и рейтинговых агентств и позитивно скажутся на уровне рейтинга, присваиваемого российским ипотечным облигациям. Между тем, Legal Capital Partners обращает внимание на то, что рассматриваемый Законопроект не учитывает другие важные проблемы законодательства об ипотечных ценных бумагах, решение которых необходимо для достижения целей принятия Законопроекта и сближения практики выпуска ипотечных облигаций с международными стандартами. В частности, в Законопроекте необходимо решить вопросы правового статуса ипотечного агента, снижения рисков и сокращения оснований ликвидации и реорганизации ипотечного агента.

По результатам изучения Законопроекта отмечены следующие важные предложения по реформированию законодательства об ипотечных ценных бумагах:

• отмена требования об обязательной выплате процентов по облигациям с ипотечным покрытием для младших траншей;
• отмена требований к размеру ипотечного покрытия для младшего транша облигаций;
• закрепление права ипотечного агента привлекать кредитные и заемные средства в рамках осуществления уставной деятельности;
• отмена требования о минимальном размере обеспеченных ипотекой требований, входящих в ипотечное покрытие;
• запрет на добровольную ликвидацию ипотечного агента.

Отмена требования об обязательной выплате процентов по облигациям с ипотечным покрытием для младших траншей

Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах» (далее – «Федеральный закон об ипотечных ценных бумагах») в редакции, действующей на дату настоящего Обзора, закрепляет, что выплата процентов по облигациям с ипотечным покрытием должна осуществляться не реже, чем раз в год.

Данное правило подлежит применению ко всем выпускам ипотечных облигаций, в том числе к обладающим самым низким приоритетом. Между тем, структура современных выпусков ипотечных облигаций предполагает, что самый младший выпуск облигаций предназначен для абсорбирования рисков неплатежей по кредитам, включенным в ипотечное покрытие, и поэтому статус младшего выпуска изначально предполагает возможное отсутствие купонных выплат по нему.

Действующее регулирование в этой части не учитывает данных особенностей структурирования, и поэтому для соблюдения требований закона участники рынка вынуждены сейчас предусматривать минимальный символический ежеквартальный купон по младшему выпуску или устанавливать правило, в соответствии с которым данный символический купон выплачивается в конце четвертого квартала в случае, если в трех предыдущих кварталах выплаты не осуществлялись.

С принятием Законопроекта снимается также риск признания условия о минимальном купоне недействительным.

Отмена требований к размеру ипотечного покрытия для младшего транша облигаций

Федеральный закон об ипотечных ценных бумагах в редакции, действующей на дату настоящего Обзора, закрепляет, что в случае осуществления эмиссии нескольких выпусков облигаций, обеспеченных одним ипотечным покрытием, требование к размеру ипотечного покрытия должно выполняться по отношению ко всем выпускам облигаций с ипотечным покрытием. При этом действующая редакция Федерального закона об ипотечных ценных бумагах сохраняет очередность удовлетворения требований владельцев облигаций: требования по облигациям младшего выпуска о досрочном погашении облигаций будут удовлетворяться после погашения облигаций старшего выпуска. Данное регулирование позволяет сохранить структуру преимуществ, однако не защищает владельцев облигаций старшего выпуска от убытков от досрочного погашения обязательств по облигациям.

Законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «Об ипотечных ценных бумагах» предлагает закрепить, что требования к размеру ипотечного покрытия, обеспечивающего исполнение обязательств по облигациям двух и более выпусков, могут не применяться к облигациям с ипотечным покрытием, исполнение обязательств по которым осуществляется в последнюю очередь, если это предусмотрено решением о выпуске таких облигаций. Следовательно, размер ипотечного покрытия в данном случае может рассчитываться без учета номинальной стоимости непогашенных облигаций младшего выпуска. Данное регулирование позволит сократить перечень случаев досрочного погашения облигаций и увеличить срок «жизни» сделки секьюритизации.

Закрепление права ипотечного агента привлекать кредитные и заемные средства в рамках осуществления уставной деятельности

В настоящее время при структурировании выпусков ипотечных облигаций существовали сомнения относительно того, охватывается ли специальной правоспособностью ипотечного агента право привлекать денежные средства по договорам кредита или займа. Между тем, на практике такие заимствования, направленные на финансирование деятельности ипотечного агента, а также создания резервных фондов, осуществлялись в большинстве сделок секьюритизации.

 

Законопроект направлен на устранение рисков, связанных с возможностью признания договоров кредита или займа недействительными.

Отмена требования о минимальном размере обеспеченных ипотекой требований, входящих в ипотечное покрытие

Федеральный закон об ипотечных ценных бумагах содержит требование о том, что размер (сумма) обеспеченных ипотекой требований, переданных в ипотечное покрытие, не может быть менее 80 процентов непогашенной номинальной стоимости облигаций. Данное положение не учитывает, что в соответствии со сложившейся практикой в состав кредитной поддержки включаются резервные фонды, обладающие значительными объемами.

Нарушение указанных требований могло быть истолковано как нарушение условий обеспечения исполнения обязательств по ипотечным облигациям, и соответственно, предоставить формальные основания владельцам облигаций предъявить требование об их досрочном погашении, несмотря на то, что, по существу, угрозы для надлежащего исполнения обязательств по облигациям отсутствуют.

Законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «Об ипотечных ценных бумагах» предлагает полностью исключить ограничение минимального размера обеспеченных ипотекой требований, переданных в ипотечное покрытие.

Запрет на добровольную ликвидацию ипотечного агента

Учитывая, что на ипотечных агентов распространяет свое действие законодательство об акционерных обществах (за некоторыми исключениями), то его учредителями в любой момент может быть принято решение о добровольной ликвидации. Такая возможность, при наличии неисполненных обязательств по облигациям, влечет существенные риски для структуры выпуска.

Законопроектом предлагается установить правило, в соответствии с которым добровольная ликвидация ипотечного агента допускается только после погашения всех размещенных им облигаций с ипотечным покрытием.

Реализация перечисленных выше предложений позволит устранить риск добровольной ликвидации, риск несоблюдения требований к структуре ипотечного покрытия и другие риски. Legal Capital Partners обращает внимание на необходимость внесения всех предложенных Законопроектом изменений в Федеральный закон «Об ипотечных ценных бумагах» в возможно короткие сроки с целью увеличения надежности инвестирования в ипотечные ценные бумаги, повышения оценки уровня рейтинга, присваиваемого российским ипотечным облигациям, и привлечения инвесторов на российский рынок.

Вместе с тем, в Законопроекте не нашли решения другие важные проблемы законодательства об ипотечных ценных бумагах. Ниже представлена таблица, в которой показаны положения, не учтенные Законопроектом, но которые, по мнению Legal Capital Partners, являются необходимыми для повышения кредитного качества российских ипотечных облигаций.

     № 

 

   Предлагаемое / необходимое изменение     

 
           Учтены ли предложения в Законопроекте    
Положения, которые необходимо включить в законодательство об ипотечных ценных бумагах
1 Возможность создания ипотечного агента в форме общества с ограниченной ответственностью нет

 

 

2

Необходимость описания целевой правоспособности ипотечного агента в уставе с указанием видов деятельности (сделок), которые ипотечный агент вправе осуществлять (совершать), и (или) описание видов деятельности (сделок), которые ипотечный агент не вправе осуществлять (совершать)

 

 

 

нет

3 Запрет на добровольную ликвидацию и реорганизацию ипотечного агента до погашения всех размещенных (находящихся в обращении) облигаций с ипотечным покрытием этого ипотечного агента Учтено только в части запрета на добровольную ликвидацию
4 Ограничение на обращение в арбитражный суд с заявлением о банкротстве ипотечного агента нет
5 Запрет на отказ банкрота от исполнения договоров, заключенных с ипотечным агентом нет

 

6

Закрепление права ипотечного агента заключать кредитные договоры или соглашения о хеджировании рисков
Учтено только в части права ипотечного агента на заключение кредитных договоров

 

7

 Закрепление требования к собственникам ипотечного агента (в том числе об их не аффилированности к инициатору сделки) нет
8  Субординация требований других кредиторов по сделке (в том числе третьих лиц – участников сделки)  нет

 

9

Введение представителя владельцев облигаций с выполнением всех функций, которые обычно лежат на представителе владельцев облигаций (в аналогичных сделках в других странах), а также введение общего собрания владельцев облигаций

 

нет [1]

10 Возможность заключения соглашений между кредиторами об условиях удовлетворения требований, в том числе об очередности удовлетворения требований

 

нет [2]

Положения, которые необходимо исключить из законодательства об ипотечных ценных бумагах
11
 Ликвидация ипотечного агента вследствие совершения управляющей организацией правонарушения в виде заключения возмездных договоров с физическими лицами и осуществления видов предпринимательской деятельности, не предусмотренных Федеральным законом об ипотечных ценных бумагах

 

 

нет

12
 Право участника сделки заявить о банкротстве ипотечного агента при невыплате всего лишь 100 000 рублей (пункт 2 статьи 6 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»)

 

 

нет

 

13

Ипотечный агент (согласно общим правилам об акционерных обществах) подлежит ликвидации в случае, если размер его чистых активов снижается ниже уровня размера уставного капитала (10 000 рублей)

 

нет

 

14

Право владельцев облигаций заявить о досрочном погашении в любой момент, когда размер ипотечного покрытия будет меньше размера требований по облигациям
Нет, за исключением правила о том, что при расчете необходимого размера ипотечного покрытия может не учитываться номинальная стоимость облигаций младшего выпуска

 

15

Право владельцев облигаций потребовать досрочного погашения облигаций, в случае если не будет выплачен купонный доход (который в силу требования законодательства должен выплачиваться ежегодно) Нет, за исключением закрепления правила о том, что данное право принадлежит только владельцам облигаций старшего выпуска

 

16

Право инвесторов требовать досрочного погашения ипотечных облигаций по основаниям, которые не связаны с кредитным качеством портфеля закладных и не достаточно ясно сформулированы в законе (пункт 1 статьи 13 Федерального закона об ипотечных ценных бумагах) Предлагается отменить правило о том, что размер (сумма) обеспеченных ипотекой требований, составляющих ипотечное покрытие облигаций, не может быть менее 80 процентов непогашенной номинальной стоимости облигаций

 

17

 Обязанность директора подать заявление о признании ипотечного агента банкротом в случае, если активы такого агента превысят размер обязательств по облигациям (пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

 

 

нет

 

 

[1] Проект Федерального закона N 217052-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» (в части создания механизмов, направленных на защиту прав владельцев облигаций)», принятый Государственной думой РФ в первом чтении 23 сентября 2009 г.

[2] Возможность заключения таких соглашений на дату настоящего Обзора предусмотрена Проектом Федерального закона N 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятым Государственной думой РФ в первом чтении 27 апреля 2012 г.

Таким образом, предложенные Законопроектом положения содержат решения многих проблем законодательства об ипотечных ценных бумагах, в связи с чем их внесение в Федеральный закон «Об ипотечных ценных бумагах» необходимо. Однако Legal Capital Partners обращает внимание, что существуют другие важные проблемы законодательства об ипотечных ценных бумагах, не учтенные Законопроектом. Принятие Законопроекта без учета перечисленных выше положений не позволит устранить все существенные юридические риски и препятствия, с которыми участники сделок секьюритизации сталкиваются на настоящий момент.

 

РУСИПОТЕКА, 15.01.2013
 

Мы в соцсетях
Ссылки
 Наверх