На главную Обратная связь Карта сайта
Аналитический Центр по ипотечному кредитованию
и секьюритизации

Владислав Снопок: Демпинг раскачивает рынок ипотечного страхования


Снопок Владислав

директор по работе с финансовыми институтами Ренессанс Страхования

Объем рынка страхования рисков ипотечных заемщиков в России уже перевалил за миллиард долларов. Эксперты прогнозируют его ежегодный рост на 40%. Такая взрывная динамика сопровождается ужесточением требований со стороны банков к своим партнерам-страховщикам. О современном этапе развития рынка ипотечного страхования "Банковскому обозрению" рассказывает директор по работе с финансовыми институтами компании "Ренессанс Страхование" Владислав Снопок.

- Какова сегодня ситуация на рынке ипотечного страхования? Каков объем этого рынка в Москве и в целом в России?

По внутренним расчетам компании "Ренессанс Страхование", годовой объем российского рынка ипотечного страхования составляет порядка 1,2 млрд долларов. Объем московского рынка — около 80% от этой суммы. Это явственно указывает и на распределение объемов ипотечного рынка в стране, развитие ипотечного рынка коррелирует с общей финансовой ситуацией в стране и в регионах. Ипотека наиболее активно развивается в крупных финансовых центрах. Разумеется, в первую очередь в Москве, в городах-миллионниках, в экономически развитых регионах. Если говорить о московском ипотечном рынке, здесь сформировался круг ведущих игроков, банков, предоставляющих ипотечные кредиты. Среди них могу назвать Городской ипотечный банк, а также банки с иностранным участием: Райффайзенбанк, "Сосьете Женераль Восток", "ДельтаКредит"...

- Который уже тоже "Сосьете Женераль".

Да, эта сделка анонсирована. Оба банка являются нашими партнерами, и мы хотели бы надеяться на сохранение объемов сотрудничества и выразить пожелание к тому, чтобы и условия сотрудничества не изменились. Ибо есть уже некоторые наработанные модели сотрудничества, проверенные временем технологии, которые, с нашей точки зрения, уже доказали свою эффективность. Если продолжить перечисление лидеров рынка, то в регионах первенство держат отечественные банки, прежде всего Сбербанк. Сегодня очень активно продвигают свои ипотечные программы Внешторгбанк и Международный московский банк. Я уверен, что со временем доля рынка этих банков будет расти. Стратегическое преимущество в виде сети рано или поздно даст о себе знать. Кроме того, существуют различные ипотечные программы у таких банков, как Газпромбанк, Петрокоммерцбанк, Транскредитбанк. Названия этих банков говорят сами за себя. Их программы носят выраженный корпоративный характер. Например, первоочередная задача ипотечной программы Транскредитбанка — это обеспечение жильем железнодорожников, Газпромбанк участвует в программах по переселению с севера работников Газпрома. Наша компания не является на сегодняшний день партнером по таким корпоративным ипотечным программам, но какие-то наработки для потенциального сотрудничества с этими банками у нас есть.

- А каков расклад по участникам рынка ипотечного страхования?

Основные игроки на этом рынке — компании "Ингосстрах", "Росгосстрах", ВСК, РОСНО и, конечно же, "Ренессанс Страхование". Нам принадлежит четверть московского рынка ипотечного страхования. Справедливый вопрос: почему так сравнительно немного игроков на данном рынке? Ответ состоит в том, что ипотечное страхование — это достаточно сложный продукт, где, как правило, требуется комбинированный договор страхования, который включает в себя три вида риска: страхование титула собственности, жизни и здоровья заемщика и страхование приобретаемого жилья от пожара, противоправных действий третьих лиц и иного ущерба. Страховые компании должны уметь быстро оценить риски конкретного страхователя. При этом каждый вид страхования, включенный в "ипотечный" пакет, достаточно специфичен, и при предоставлении комплексного продукта в одном флаконе возникают проблемы технологического характера.

- То есть сложность заключается именно в оценке рисков каждого отдельного страхователя?

В том, чтобы оценить риски быстро, качественно, удовлетворив требования и банка, и его клиента. Страховая компания при этом должна помнить, что взятую на себя ответственность придется нести, выполнять обязательства при наступлении страхового случая, соответственно, тарифы должны быть разумными. В последнее время скорость оценки рисков заемщика банка и оформления страхового полиса стала не то чтобы конкурентным преимуществом, а просто жизненной необходимостью. Ипотечный рынок развивается, растет уровень банков и страховых компаний. Банки хотят видеть ипотеку уже едва ли не экспресс-продуктом и предъявляют соответствующие требования к страховщикам.

- Что представляет собой продукт вашей компании по ипотечному страхованию?

Подавляющее большинство ипотечных программ требует страхования по трем видам рисков. И наша компания придерживается этого классического подхода. Страхования имущества, жизни и здоровья заемщика — это стандартные виды. Наиболее интересной частью комплексного продукта является страхование титула собственности. Мы отслеживаем чистоту перехода права собственности на объект недвижимости начиная с первой сделки по нему. Существуют программы на рынке ипотеки, которые требуют всего двух классических видов страхования, но около 70% программ все-таки требуют страхования по трем видам, включая титул.

- Какова тарифная ситуация в ипотечном страховании?

Тарифы уже унифицировались и составляют в среднем 1,2—1,3% от остатка суммы долга. Сегодня наблюдается некоторая тенденция к снижению страхового тарифа. Некоторые компании в стремлении к освоению большей доли рынка демпингуют, снижают тариф до 0,7%, увеличивая таким образом свои собственные риски. Другие страховщики по соглашению с банком отказываются от страхования титула, снижая тариф, но перекладывая риск утраты собственности на заемщика и в конечном итоге на банк. Это неприятная ситуация, она раскачивает рынок. Ведь многие банки начинают склонять своих партнеров-страховщиков к снижению тарифов. Большинство страховых компаний смотрят на эту ситуацию глазами практиков. Они понимают, что демпинг может обернуться серьезными неприятностями для компании в случае, когда и если ей придется выполнять свои обязательства перед партнерами и клиентами. Работа страховой компании начинается с первого страхового случая. А недвижимость в Москве дорога, каждый страховой случай может стоить страховой компании 100—150 тыс. долларов. Наши тарифы находятся на уровне 1,2% вне зависимости от банка, и мы не стремимся их снижать. Мы берем другим — сервисной ориентацией. Преимущество нашей компании в том, что мы внедрили технологию, при которой документы для банка готовятся очень быстро и качественно, в течение одного рабочего дня, и банкиров это устраивает. Если бумаги, необходимые для установления тарифа и оценки рисков, поступают из банка утром, то к вечеру курьер уже доставляет в банк наш пакет документов. Мы страхуем заемщика за один день, и это наше главное преимущество. Оно позволяет нам занимать четверть рынка ипотечного страхования в Москве. Можно, конечно, и быстрее, но я привожу стандартные показатели.

- Когда вы говорили о сервисной ориентации, вы имели в виду скорость оформления полиса и курьерскую доставку документов в банк?

Не только. Мы же имеем дело не только с банком, но и с заемщиком. А заемщики нынче пошли очень въедливые и грамотные. Это, как правило, менеджеры среднего и высшего звена, которые хорошо разбираются в условиях договоров, в терминологии. Они считают свои деньги и хотят знать, за что платят. Им угодить непросто. А мы не только удовлетворяем их запросам с формальной точки зрения, но еще и можем помочь им, используя свое отличное и многолетнее знание ипотечного рынка. В некоторых случаях мы выполняем некие неформальные функции ипотечного брокера, помогаем клиентам определиться с выбором банка, разумеется, если клиент еще не сделал этот выбор. Если наша рекомендация была успешной, оптимальной, и в глазах банка, и в глазах клиента мы получаем дополнительные преимущества. Иногда клиенты плохо ориентируются в особенностях предстоящей сделки, и сотрудники "Ренессанс-Страхования" опять же добровольно берут на себя выполнение функции консультанта. В некоторых случаях, напоминая о необходимости совершения очередного страхового платежа, мы напоминаем и о приближающемся сроке оплаты процентов по ипотечному кредиту. Банкам это нравится, хотя подобные функции никак не формализованы, они сложились в процессе партнерства. Кроме того, ипотека позволяет нам продвигать другие страховые и банковские продукты, хотя это и не такое масштабное поле сотрудничества с банками, как автокредитование и автострахование. Ипотека, тем не менее, позволяет банку и страховой компании выйти на новый уровень взаимоотношений, разрабатывать новые совместные программы и продукты для клиентов и работников банка.

- Покупатели жилья очень часто жалуются на риэлторов, которые не справляются с минимизацией рисков добросовестных участников сделки по приобретению жилья. Есть ли у страховых компаний интерес к тому, чтобы страховать риски покупателей недвижимости, используя опыт ипотечного страхования, — например, страховать титул?

Страховать отдельно титул — экономически нецелесообразно. Хорошее предложение возможно при формировании комплексного продукта, получается такой страховой мультипликатор. Вообще, наша компания придерживается классического подхода. У нас есть классическая программа страхования на вторичном рынке жилья и программы страхования жизни и здоровья частных лиц. Но риск недобросовестности мы не берем. И в ипотечных сделках мы страхуем титул, но ущерб от мошеннических схем на первичном рынке недвижимости мы на риск не принимаем, хотя сегодня это один из самых актуальных вопросов для покупателей недвижимости. В нашей компании принято считать, что каждый должен заниматься своим делом. Как банк, например, должен сам нести риск невозврата кредита, так страховая компания ограничивает пределы своей ответственности, страхуя имущество, жизнь и здоровье заемщика и титул. Но тема эта, безусловно, интересная. Мы разрабатываем ряд программ для первичного рынка недвижимости, которые начнут тестироваться и внедряться не раньше вступления в силу закона, который четко прописывает риски застройщика и инвестора.

- Я так понимаю, речь идет о ФЗ № 214 от 30.12.2004 года "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов…", который кроме всего прочего запрещает застройщикам выполнять функции инвестора, а значит, перед вашими партнерами, банками, открываются новые перспективы и новые рынки. Вы уже видите место вашей компании в новой конфигурации рынка?

Наши партнеры-банки не все работают на ипотечном рынке и не все кредитуют строительство. Или бывает, что банк работает с ипотекой, но не работает с застройщиками. Поэтому для определения своих перспектив в связи с изменившимися обстоятельствами, принятием нового закона, следует четко понять, кто каким бизнесом занимается, понять структуру взаимоотношений. "Ренессанс Страхование" — классическая компания, мы умеем четко просчитывать каждый риск, грамотно работать с перестрахованием. Как я уже говорил, работа страховой компании с точки зрения клиентов и партнеров начинается со страхового случая. Поэтому страховщику бессмысленно выходить на те поля, где велик риск больших выплат, да еще и клиент останется неудовлетворенным. Иными словами, мы не видим смысла в продвижении каких-то суперинновационных продуктов.

- Можете ли вы спрогнозировать динамику роста рынка ипотечного страхования в России?

Я думаю, ежегодный рост 40% — вполне ожидаемая динамика. На этой цифре сходятся многие эксперты, маркетологи. Соответственно, изменение объемов ипотечного страхования привязано к росту ипотечного кредитования. Мы надеемся, что пропорционально будет расти и наш бизнес в ипотечном страховании.

Банковское обозрение, 30.11.2005
 Редакционная статья

Мы в соцсетях
Ссылки
 Наверх