На главную Обратная связь Карта сайта
Аналитический Центр по ипотечному кредитованию
и секьюритизации

Сергей Круглик: Жилье - самый дорогой продукт


Круглик Сергей

руководитель Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству

Главным гостем со стороны федеральных властей на I Съезде строителей Северо-Запада стал руководитель Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству РФ Сергей Круглик. Глава Росстроя ответил на вопросы участников форума, связанные с формированием рынка доступного жилья и проблемами строительной отрасли.

- Сергей Иванович, вы заявили, что через 5 лет объемы ипотечного кредитования в России вырастут в 30 раз. В чем будет заключаться государственная поддержка ипотеки?

Мы будем стремиться расширить ипотечный рынок для большого количества участников. Уже в следующем году уставной капитал Федерального агентства по ипотечному жилищному кредитованию вырастет до 3,7 млрд рублей, а государственные гарантии составят около 14 млрд рублей. Причем эта сумма будет пролонгирована в 2007 году. Кроме того, до сих пор на рынке ипотеки не хватало последнего звена - ценных бумаг. В этом году Федеральная служба по финансовым рынкам планирует подготовить их выпуск. Это означает прямую работу всех финансовых институтов на данном рынке, в том числе и банков. Также будет формироваться институт ипотечного страхования. Допустим, если из первоначального взноса в 30% заемщик готов застраховать 20%, то первоначальный взнос для него составит 10%. Банки готовы идти на такую схему. Таким образом, будет расширен круг заемщиков за счет людей, у которых нет накоплений на первоначальный взнос. Эти и другие меры в сумме дадут серьезный толчок к формированию платежеспособного спроса на рынке ипотеки.

- В чем суть идеи предоставления государственных субсидий для инженерной подготовки территорий?

Если мы за счет федеральных вливаний лишь увеличим платежеспособный спрос, то, кроме роста цен, это ни к чему не приведет. Наша задача сделать так, чтобы и предложение не отставало. Одна из главных проблем, с которыми сталкиваются сегодня строители, - отсутствие подготовленных под жилую застройку участков. Дать субъектам РФ на эти цели бюджетные деньги - самый простой способ. Но он и самый безответственный. Поэтому средства планируется выделять в виде государственных гарантий по кредитам, которые станут брать в банках регионы. Плюс в федеральном бюджете будут предусматриваться средства для погашения процентной ставки по займам. В итоге она не превысит 6-7%. Эта идея не нова, на самом деле мы включаем рыночный механизм, в свое время отработанный в Санкт-Петербурге, Великом Новгороде, Казани, Твери, когда реализовывались жилищные проекты на средства Мирового банка. Тогда мы достигли показателей, при которых затраты на инженерную инфраструктуру не превышали 20%. Сегодня в том же Петербурге, как мы услышали на съезде, эти расходы могут составлять и 280 и 500 долларов на квадратный метр.

- В будущем году федеральный бюджет закладывает на эти цели всего лишь около 20 млрд рублей. На все регионы названной суммы хватит?

Критерии выделения таких субсидий будут жесткими. Мы не станем вкладывать деньги в те субъекты РФ, где рынок строящегося жилья развит слабо. Метод "помогите нищему" отпадает. Для регионов, где жилищное строительство на подъеме, отработаем критерии отбора, которые будут включать показатели объемов возведения жилья, наличие необходимой нормативной базы и т. д. Мы стремимся, чтобы при инженерной подготовке территорий использовались рыночные механизмы. Муниципалитеты должны брать займы в банках на инженерное обустройство участков, а затем, разделив землю на лоты, продавать с аукционов. Кроме того, в этом случае и процесс тарифообразования будет прогнозируемым. Закон о тарифном регулировании прописывает возможность надбавки, которую муниципалитет может устанавливать к тарифам на водо- и теплоснабжение, электроэнергию. В этом случае не будет разброса цен на услуги монополистов в разы.

- Строителям также мешают недоработки жилищного законодательства. Закон N214 "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов?" вступил в силу уже давно, когда будут выпущены подзаконные акты к нему?

К нему требуется не так много нормативных актов, и проблема, скорее, в "теле" самого закона. Перегнули палку с защитой прав потребителя настолько, что тема долевого участия в строительстве стала практически безынтересной. Надеюсь, что в осеннюю сессию Государственная Дума примет изменения в закон, все-таки подготовленный пакет поправок - это консолидированная позиция и строителей и депутатов.

- С 1 октября земельные участки под жилую застройку будут предоставляться только через аукционы. Как это повлияет на перспективы строительства?

Включение данной нормы в Земельный кодекс РФ вызвало наибольшую полемику. Первоначально мы ратовали за вступление ее в силу с апреля, затем пришлось согласиться на полугодовую отсрочку, в итоге депутаты Государственной Думы сдвинули ее введение на 9 месяцев. Я считаю, что аукционы при предоставлении участков под жилую застройку - одна из самых действенных мер для развития рынка, поскольку разрушает монополию на доступ к земельным ресурсам. Мы отдаем себе отчет, что муниципалитеты последние 9 месяцев занимались только землей, и застройщики, присутствующие на рынке, набрали участков на ближайшие 2-3 года. Поэтому эффект от введения этой нормы наступит не сразу. Тем не менее, муниципалитеты должны начинать работу по новым правилам, целевое предоставление земли под жилищное строительство уже будет прямым нарушением закона. Единственный момент, который нам не удалось отстоять, - это предоставление земли через торги исключительно в собственность, была также сохранена форма аренды.

- Отмена лицензирования в строительстве запланирована с 1 января 2007 года. Будут ли сохранены определенные контролирующие функции Росстроя, останется ли какая-то разрешительная система в строительстве?

Административный контроль никаких результатов не дает: посмотрите, сколько, например, происходит обрушений зданий. И лицензирование в конечном итоге ни к чему не обязывает. Сегодня компания пишет заявку и получает лицензию, и я не имею права ее не выдать. А лишить могу лишь на основании серьезных нарушений и по решению суда. Это совершенно неэффективно. Поэтому сегодня основы законодательства, в частности Градостроительный кодекс РФ, закон о техническом регулировании, а также законопроект о саморегулируемых организациях, уже закладывают достаточную степень контроля и ответственности всех участников рынка от проектировщиков до тех, кто осуществляет технический надзор. Например, если Главгосэкспертиза сделала свою работу, а проект оказался неудачным и дом "сложился" - отвечать станет данное ведомство, а бюджет примет участие в возмещении расходов. Это уже нормальная система ответственности, которая будет влиять на качество работы и отношение к своему труду.

- Как вы относитесь к такому механизму решения жилищной проблемы, как строительные сберкассы, и каковы перспективы принятия соответствующего закона?

При формировании жилищного пакета законов мы стремились придерживаться следующей мысли: для создания рынка доступного жилья все механизмы хороши. Единственный инструмент, который все-таки решили отложить на время, - строительные сберкассы. Вначале необходимо отрегулировать схемы жилищно-накопительных кооперативов, долевого участия в строительстве, жилищно-строительных кооперативов. Каждому из этих механизмов в жилищном законодательстве отведено свое место. Строительные сберкассы - идея здравая, но она требует систематической государственной поддержки. Сегодня государство, наверное, еще не готово спрогнозировать бюджетное присутствие в данном сегменте на ближайшие 50 лет. Поэтому нужно действовать последовательно и не спешить создавать институты, которые без должной поддержки рискуют стать "мертвыми". Впоследствии вернемся к этой теме. Думаю, в течение одного-двух лет соответствующий закон появится.

- Идея создания Национального совета по доступному жилью, похоже, трансформировалась в создание президентского Совета по контролю над реализацией приоритетных национальных проектов? Что это за структура будет?

Для нас также стало откровением, когда Президент в своем послании заявил о создании единого органа сразу по четырем направлениям: здравоохранение, образование, жилье и сельское хозяйство. Пока трудно что-либо сказать. Думаю, в течение месяца-двух администрация Президента этот орган сформирует, и его функции и задачи станут ясными. Полагаю, что главной его функцией будет координирующая: согласовывать действия всех органов власти, а также участников рынка для реализации задач, в том числе и по доступному жилью. В соответствии с законодательством, указ Президента по статусу стоит на втором месте после закона. Поэтому решения, которые выработает Совет, будут обязательными для исполнения всеми органами власти.

- Федеральный пакет жилищных законов принят почти девять месяцев назад. Мы сколько-нибудь приблизились к формированию рынка доступного жилья?

Сейчас мы говорим о развитии ипотечного кредитования - стремимся расширить диапазон, категорию людей, для которых жилье станет доступным. Но это вовсе не означает, что оно будет дешевым. Ни в одной стране мира дешевого жилья нет - это самый дорогой продукт. Просто требуется выработать такие механизмы, которые позволяли бы этот продукт приобрести максимальному количеству людей.

Вспомните, например, постановление Совета Министров СССР от 1980 года, когда каждую семью обещали к 2000 году вселить в отдельную квартиру. В то время на решение этой задачи работала вся мощь государственной машины, все ресурсы большой страны. И ничего не получилось.

Сейчас мы планируем в 30 раз увеличить объемы ипотечного кредитования. Это значит, 20-30% семей смогут за счет собственных ресурсов и посредством кредитов приобретать квартиры. В идеале мы создадим систему, которая позволит в обозримом будущем большинству населения решать свои жилищные проблемы. Но строить ее нужно всем: и органам власти всех уровней и бизнесу, с участием всех профессиональных объединений.

- Вы приняли участие в I Съезде строителей Северо-Запада. Как вы оцениваете необходимость проведения подобных мероприятий?

На форуме собралась важная для нас аудитория - от представителей профильных комитетов и администраций региональных городов до подрядчиков на стройках. Нам необходимо договариваться. Чтобы формировать рынок доступного жилья, нужно создавать условия, когда все участники рынка будут в нем заинтересованы. Кроме того, подобные собрания важны и для самих строителей, особенно в условиях отсутствия саморегулируемых организаций.

Досье "БН"
Круглик Сергей Иванович родился в 1955 году в г. Иркутске. Окончил Иркутский политехнический институт по специальности "горный инженер-гидрогеолог", Российскую академию государственной службы при Президенте РФ по специальности "экономист". В 1995-1998 годах являлся заместителем главы администрации г. Новгорода. В 1998 году - заместителем министра РФ по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. В 1999 году был заместителем министра региональной политики РФ. В 1999-2004 годах занимал должность первого заместителя председателя Госстроя России. В 2004-2005-м возглавлял Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства промышленности и энергетики РФ. Участвовал в разработке и принятии пакета жилищных законов. Был официальным представителем Правительства РФ при рассмотрении проекта Жилищного кодекса Федеральным Собранием. 15 июля 2005 года назначен руководителем Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Кандидат экономических наук. Награжден орденом "Дружбы". Почетный работник жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Русская Недвижимость, 18.09.2005
 Редакционная статья

Мы в соцсетях
Ссылки
 Наверх