На главную Обратная связь Карта сайта
Аналитический Центр по ипотечному кредитованию
и секьюритизации

Александр Морозов: Ипотечные долги являются в меньшей степени объектом работы коллекторских агентств


Морозов Александр

президент Национальной Ассоциации Профессиональных Коллекторских Агентств

- Оцените, пожалуйста, общее состояние рынка корпоративной задолженности на сегодня. И каков ваш прогноз – что ждет нас в этой сфере в ближайшие полгода, скажем?

Уважаемые мной эксперты, работающие на рынке корпоративной задолженности, делят ее на следующие сегменты:
 
 1) Коммерческая кредиторская задолженность
 2) Кредиты и займы, полученные от финансово-кредитных учреждений
 3) Любые публичные долги (облигации, кредит-ноты и прочие)
 4) Долги юридических лиц, вступивших в стадию банкротства
 
Глобальным вопросом, который задают себе многие члены НАПКА, является само отнесение некоторых из этих сегментов к зоне интересов коллекторов. Продолжается обсуждение вопроса, является ли работа с долгами юридических лиц в чистом виде коллекторской деятельностью.

Моя точка зрения такова: безусловно, на рынке услуг по сбору задолженности с юридических лиц должна быть специализация. Кто-то, возможно, более комфортно себя чувствует при работе на стадии банкротства. Некоторые консультанты будут очень хороши при работе с публичными долгами, которые, правда, в большинстве своем, имеют некоторый сезонный характер, поскольку всплеск реструктуризации уже подходит к завершению. Кому-то больше по душе «поточный» характер работы, основанный на сочетании конвейерного подхода и экспертного мнения специалистов. Такой характер прекрасно подходит для работы с коммерческой задолженностью и кредитами компаний малого и среднего бизнеса. Именно эти две группы, на мой взгляд, ближе всего стоят к сфере интересов профессионального коллекторского агентства.
 
В деятельности многих агентств, входящих в НАПКА, работа с долгами физических лиц занимает больше места, чем работа с долгами юридических лиц. Однако я всегда использую такое сравнение: если работа с долгами физических лиц – это трудоемкая работа, которая дает нам хлеб с маслом, то работа с долгами компаний – это шанс получить иногда кусочек колбаски или немного икорки, чтобы положить на бутерброд.
 
- В чем, на ваш взгляд, состоит основная сложность коллекторов при работе с корпоративной задолженностью сегодня? Отличаются ли трудности нашего времени от того, что было в докризисную эпоху?
 
Я бы сказал, что в последнее время приобретают все большее значение навыки переговорщика, направленные на работу как с должником, так и с заказчиком. Дело в том, что при желании сторон выход из спорной ситуации всегда найдется. Но главное, что приобретает значение в настоящий момент, – это желание заказчика идти на компромиссы. Если существует понимание, что не нужно ломиться в закрытую дверь и загонять должника в глухую оборону, а можно вместо этого договориться о дисконте и/или рассрочке и двигаться дальше, то шансы на положительное взыскание значительно увеличиваются.
 
- В течение всего минувшего года происходил рост просроченной задолженности физических лиц, каков ваш прогноз развития событий на 2010 год? Какова будет динамика статистических данных и в чем причины вероятных колебаний, на ваш взгляд?
 
Я бы ответил на этот вопрос так: основным фактором, который будет влиять на размер просроченной задолженности физических лиц в наступившем 2010 году, является снижение темпов выдачи новых займов, которое происходило в 2009 году. Некоторое абсолютное снижение портфеля выданных займов с отставанием в 6-9 месяцев может дойти до коллекторского рынка. Просрочка «вызревает», как правило, через 6-9 месяцев после выдачи.
 
Таким образом, первая тенденция – это снижение темпов выдачи новых и абсолютное уменьшение портфеля уже выданных физическим лицам кредитов. Вторая тенденция – это тем не менее продолжающийся рост, даже в рамках существующего портфеля, просроченной задолженности. В процентном отношении к прошлому году этот фактор начнет потихонечку уменьшаться, поскольку начнется выдача новых займов, но в абсолютном значении просрочка продолжит расти.
 
- Как вы считаете, основной пик роста придется на летние месяцы или на осенние?
 
Я не вижу причин для больших скачков. Думаю, что будет достаточно плавный рост. Эксперты нас пугают увеличением безработицы весной 2010 года. Это может дать некоторый скачок. Летом, с одной стороны, появляется много сезонной работы и люди получают дополнительный заработок, что хорошо сказывается на выплатах кредитов. С другой стороны, лето – это время переездов, отпусков, в связи с чем возможна некоторая задержка с выплатами. Но реальный рост, я полагаю, нужно будет, скорее всего, привязывать к прогнозам по безработице.
 
- Каков портрет «среднестатистического» должника, который сложился в 2009 году: пол, возраст, тип долга, срок просроченной задолженности. Отличается ли он от того типа должника, который был в 2008 году и в чем основная разница?
 
Я бы ввел другой критерий отличия. Основная разница между должниками в 2008 и 2009 годах заключается в том, что за истекшие двенадцать месяцев с ними стало сложнее работать. Даже если среднестатистические данные портрета остались теми же, то «он\она» теперь платят свою задолженность гораздо дольше. В 2009 году вопрос урегулирования задолженности стал доходить до 4-5 месяцев в средних показателях. А в 2008 составлял лишь 2 месяца, максимум 3. Люди стали максимально растягивать свои платежи – это первое серьезное отличие от 2008 года. А второе отличие, соответственно, исходит уже со стороны коллекторских агентств. Нам приходится тратить больше усилий, действий, что выливается в большее количество расходов, чтобы выйти на тот же уровень сборов, которые были в 2008 году. Это означает, что маржинальная прибыль коллекторских агентств несколько снизилась в 2009 году. Ну а характеристики просроченной задолженности сильно не изменились. Новое здесь только «омоложение» просрочки: некоторые клиенты-банки начали передавать в работу все более и более «молодую» задолженность. Вторая тенденция – то, что банки начали передавать просрочку от агентства к агентству. И третья тенденция – это то, что появились так называемые «оптовики», инвесторы, которые покупают задолженность в нескольких местах и передают потом в работу коллекторским агентствам. И как раз в этих портфелях превалирует сейчас очень «старая» задолженность, она «старше» той, что была в 2008 году.
 
- Ипотечные долги физических лиц – одна из самых обсуждаемых тем на сегодняшний день в печати. Что вы можете сказать по этому поводу: действительно ли так страшны проблемы этого сегмента, как нас пугают?
 
В целом ипотечные долги являются в меньшей степени объектом работы коллекторских агентств. Такой процесс сегодня только набирает обороты. И лишь потому, что количество долгов по этому сектору кредитования подрастает, банки вынуждены прибегать к стандартной процедуре аутсорсинга, то есть передачи тех объемов задолженности, которые не могут проработать внутренние службы, в работу внешним коллекторам. Исторически это всегда делается в последнюю очередь, так как ипотечные долги всегда обеспеченные, большие по сумме и так далее, поэтому банки предпочитают работать с такими долгами самостоятельно. Специализированные ипотечные банки вынуждены из-за перегрузки собственных служб передавать их коллекторам. Нужно понимать, что ипотека – это социально острый и актуальный аспект экономики в нашей стране. В течение всего сложного периода предлагалось много антикризисных инициатив, правительством вводился целый комплекс мер по решению этого вопроса. Все, наверное, обратили внимание, что про ипотеку говорится больше всего. Немного обсуждается автокредитование, о потребительских кредитах идет речь только в связи с просрочкой, а вот ипотека в нашей стране рассматривается со всех углов зрения, что говорит о высоком социальном запросе. Так что после всех предпринятых мер можно с уверенностью сказать, что в этой области нет такой напряженности, как ожидали. И основные игроки этого рынка, безусловно, стремятся предложить потребителям варианты реструктуризации, смягчения бремени ипотечного кредита. Таким образом, можно утверждать, что напряженность в этой области существует, но она не так страшна, как изначально описывали эксперты.
 
- Среди причин непогашения долга, озвучиваемых должниками на данный момент, какие самые популярные? Назовите, пожалуйста, три-пять. На ваш взгляд, что сегодня является ключевым фактором, делающим банковского клиента должником?
 
Всех людей, которые взяли кредит, можно поделить на 4 группы. Первая группа – это люди, которые «могут и хотят» вернуть кредит. В этом случае банковский клиент никогда не попадает в разряд должников. Противоположная, экстремальная группа – это те, кто «не могут и не хотят» возвращать долги. Это самая сложная группа для работы с коллекторами. Если платежи не идут с самого первого месяца, то понятно, что человек и не имел намерения платить по займу. И есть две пограничные группы. Третий вариант – когда человек «хочет вернуть, но не может», как правило, из-за финансовых сложностей. Должник этой группы не прячется, а идет на контакт. Здесь, как правило, ведутся разговоры о реструктуризации задолженности.
 
И последняя группа людей, где складывается весьма странная ситуация, когда человек «может, но не хочет» заплатить долг. Здесь люди либо испытывают судьбу, либо недостаточно хорошо информированы о последствиях, либо испытывают сложности с личной финансовой дисциплиной. При работе с этой группой лиц переговорный процесс и навыки общения выступают для коллекторов на первый план. Так вот, за истекший 2009 год серьезно увеличилась третья группа должников, которая «хочет, но не может» вернуть долг и вынуждена пересматривать свои приоритеты в платежах. Из-за объективных финансовых событий в экономике нашей страны этот тип должников вырос значительно. А вот люди из четвертой группы могут ссылаться на что угодно, пытаться переложить платежи по кредитам «на потом», а то ивовсе стремиться уйти от выплат. Если в этот момент не донести информацию о возможных последствиях, то некоторые люди продолжат действовать с вредом для себя и собственной кредитной истории.

РБК.Личные Финансы, 12.03.2010
Беседовала Наталия Трушина

Мы в соцсетях
Ссылки
 Наверх