На главную Обратная связь Карта сайта
Аналитический Центр по ипотечному кредитованию
и секьюритизации

Заемщик-должник может потребовать от коллекторов прекратить с ним "непосредственное взаимодействие"

В течение этой недели одной из центральных тем информационного фона была дискуссия о работе коллекторских агентств.
 
В августе состоялось специальное межведомственное совещание по подготовке ко второму чтению законопроекта по потребительскому кредитованию, от этом сообщил замминистра финансов Алексей Моисеев. На встрече присутствовали представители Минфина, Центрального банка, Минэкономики и др. "Было принято принципиальное решение одобрить предложения Минэкономики о включении в закон норм, регулирующих деятельность по взысканию долгов,— рассказал замглавы Минфина.— Все согласились с тем, что пора навести порядок на этом рынке".
 
Согласно предложениям Минэкономики, заемщик-неплательщик может потребовать прекратить "непосредственное взаимодействие" с ним — личные встречи или телефонные переговоры. В этой ситуации взыскатель сможет общаться с ним только по почте и посредством SMS. Причем не чаще чем два раза в сутки — и строго в дневное время. Для нарушителей порядка предполагаются штрафы: для должностных лиц от 5 тыс. до 20 тыс. руб., а для юрлиц — до 100 тыс. руб. Если штрафы не изменят поведение взыскателей, им грозит административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. При этом защита заемщиков, по мнению разработчиков, должна перейти от Роспотребнадзора в ведение Центрального банка.
 
О том, что ситуация с закредитованностью россиян ухудшается, говорит заместитель генерального директора по продажам и маркетингу "Секвойя Кредит Консолидейшн" Елена Терехова, комментируя результаты специального исследования: «Совершенно очевидно, что заемщики не справляются с долговой нагрузкой – сегодня мы видим серьезный рост закредитованности, который начался еще весной 2011 года, когда банки упростили процедуру принятия решения по кредиту, начали развивать онлайн-кредитование, снизили требования к заемщикам – при этом доходы населения не показывают столь значительного роста, а в этом году данный показатель показал даже некоторое снижение. На сегодня 76% всех граждан, обращающихся в банки за кредитами, уже имеют кредитную историю, т. е. берут кредит не в первый раз. Российский заемщик кредитуется в любом банке, который может предложить лучшие условия или более простую схему получения кредита - это отражается на кредитной сознательности граждан и способствует ухудшению их кредитной истории — большинство либо не справляются с долговой нагрузкой, либо банально забывают срок и сумму платежей».
 
"Коллекторские" поправки - сигнал того, что мы движемся к цивилизованному рынку в банковском секторе", - заявил журналистам зампред комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, депутат от ОНФ Виктор Климов. "Безусловно, это дополнительная норма, упорядочивающая взаимоотношения между кредитной организацией и заемщиком", - добавил депутат.
 
Сегодня банки пересматривают подход к взысканию долгов с помощью коллекторов — теперь их главная цель вернуть заемщика в график платежей, а не получить всю сумму кредита. Это позволяет и восстановить резервы, и сохранить исправившегося заемщика в ряду клиентов, что особенно важно на фоне роста закредитованности населения и усиления конкуренции за заемщиков.
 
Крупнейшая российская частная кредитная организация имеет серьезные виды на рынок коллекшна и хочет расширить свою долю в этом бизнесе. Принадлежащее Альфа-Банку коллекторское агентство «Сентинел Кредит Менеджмент» собирается развернуть работу с долгами других банков. Замдиректора агентства Александр Савинов рассчитывает, что через два года их доля в объеме контрактов достигнет половины.
 
В свою очередь коллекторы защищают свои бизнес-интересы и критикуют подготовленные поправки к законопроекту.
 
"Мы как участники рынка, безусловно, рады, что деятельность по взысканию долгов будет упорядочена, в том числе в случае принятия закона "О потребительском кредитовании", однако некоторые пункты документа вызывают опасения и являются некоторым перекосом в сторону заемщиков", - отметила Елена Терехова.
 
«Мы не поддерживаем содержательную часть данных норм, предлагаемых МЭР. Право неплательщика требовать прекратить "непосредственное взаимодействие" с ним коллекторского агентства - личные встречи или телефонные переговоры - и допустить общение только по почте и посредством SMS, причем в строго определенное время, создают явный перекос в сторону заемщиков", - подчеркнул старший вице-президент "Национальной службы взыскания" Сергей Шпетер.
 
Глава Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) Александр Морозов признал, что весь рынок коллекторской деятельности в России необходимо привести в цивилизованные рамки, но отметил, что "приводить в порядок деятельность по взысканию просроченной задолженности надо с помощью ввода обязательных СРО, а не путем предоставления гражданам возможности ухода от погашения долгов". По мнению эксперта, полный запрет на звонки неплательщикам приведет к разрыву контакта профессиональных взыскателей с должниками. "А это, согласитесь, никак не улучшит платежную дисциплину", - резюмировал Александр Морозов.

bankir.ru
18.08.2013

Энциклопедия российской секьюритизации 2018
Мы в соцсетях
Ссылки
 Наверх