Сбербанк ищет коллекторов
Сбербанк, прежде работавший с проблемными заемщиками самостоятельно, намерен
взыскивать плохие долги через коллекторские агентства.
Из-за недостатка собственных ресурсов по взысканию проблемных долгов банк проводит тендеры на поиск коллекторов, которые смогут не только связаться с заемщиком по телефону, но и обеспечить выезд и контроль ситуации на месте. Это позволит крупнейшему банку, на долю которого приходится свыше 30% от совокупного объема кредитов физлицам, более эффективно взыскивать долги, считают эксперты.
О том, что Сбербанк объявил тендеры среди коллекторских агентств для работы с просроченными кредитами, "Ъ" рассказали участники рынка. "Наше агентство принимает участие в тендере Сбербанка в Красноярске,— утверждает председатель совета директоров компании "Центр ЮСБ" Александр Федоров,— однако это не единственный регион, есть и другие". По словам господина Федорова, результаты тендера пока не известны.
В Сбербанке информацию о проведении тендеров по отбору коллекторов подтвердили. "Не так давно мы запустили пилотные проекты по взаимодействию с коллекторами в Красноярском и Волго-Вятском регионе",— отмечает директор управления розничных рисков Сбербанка Вадим Кулик. По его словам, в обоих регионах тендеры будут завершены в течение трех месяцев, то есть непосредственная работа с проблемными заемщиками начнется уже до конца текущего года.
Конкретные требования, предъявляемые к коллекторам, в Сбербанке раскрыть отказались, отметив при этом, что обязательным условием было участие не только федеральных, но и региональных коллекторов.
"Федеральные коллекторские агентства имеют филиальную сеть, несопоставимую с сетью Сбербанка, поэтому мы заинтересованы в привлечении региональных агентств, которые смогут не только связаться с заемщиком по телефону, но и обеспечить выезд к заемщику и контроль ситуации на месте",— поясняет Вадим Кулик. "Пока мы планируем передавать в работу коллекторам старые долги (свыше 360 дней), по части из которых уже получены судебные решения и отработала наша собственная служба взыскания,— поясняет господин Кулик.— Мы посмотрим, какую эффективность покажут на таких портфелях коллекторы, заодно отработав процесс взаимодействия с ними". В международной отчетности Сбербанка кредиты с просрочкой свыше 360 дней отдельно не выделяются, попадая в категорию кредитов с просрочкой "180 плюс". Согласно данным за первое полугодие 2009 года, объем таких кредитов составляет 30,8 млрд руб. Если пилоты пройдут успешно и покажут хорошие результаты, то можно будет говорить о сотрудничестве с коллекторами в масштабе всех отделений Сбербанка в штатном порядке, добавляет господин Кулик.
До сих пор Сбербанк не сотрудничал с коллекторами, предпочитая работать с проблемными кредитами самостоятельно. Однако с начала кризиса просрочка по розничному портфелю Сбербанка выросла на 1,7%, с 1,2% от кредитного портфеля на 1 октября 2008 до 2,9% на 1 сентября 2009. Сам розничный портфель при этом сократился с 1,25 трлн руб. до 1,17 трлн руб. "Несмотря на то что просрочка по розничному кредитному портфелю банка находится на довольно низком уровне в сравнении со среднерыночным показателем (6,2%.— "Ъ"), этот уровень отчасти обеспечен за счет реструктуризации проблемных ссуд,— отмечает аналитик ИФК "Метрополь" Марк Рубинштейн.— Не исключено, что часть реструктурированных кредитов снова может перейти в разряд плохих, что потребует проведения работ по их взысканию".
Необходимость работы с коллекторами продиктована также сокращением сотрудников в самом Сбербанке, что сдерживает его собственные возможности по взысканию долгов. "В настоящее время банк серьезно оптимизирует все бизнес-процессы, и неудивительно, что ведется оптимизация процессов работы с проблемными ссудами,— считает аналитик рейтингового агентства Moody`s Евгений Тарзиманов.— Практика показывает, что банки не всегда способны справиться с проблемными долгами своими силами. Привлечение же профессиональных агентств по взысканию позволяет повысить эффективности и снизить затраты". Впервые о планах по сокращению сотрудников Сбербанк заявил в своей стратегии развития на пять лет в октябре прошлого года, согласно которой в 2013 году число сотрудников банка должно сократиться с 270 тыс. до 200-220 тыс. Как пояснили вчера "Ъ" в Сбербанке, планы по оптимизации персонала, ранее заявленные в стратегии, сохраняются.
Из-за недостатка собственных ресурсов по взысканию проблемных долгов банк проводит тендеры на поиск коллекторов, которые смогут не только связаться с заемщиком по телефону, но и обеспечить выезд и контроль ситуации на месте. Это позволит крупнейшему банку, на долю которого приходится свыше 30% от совокупного объема кредитов физлицам, более эффективно взыскивать долги, считают эксперты.
О том, что Сбербанк объявил тендеры среди коллекторских агентств для работы с просроченными кредитами, "Ъ" рассказали участники рынка. "Наше агентство принимает участие в тендере Сбербанка в Красноярске,— утверждает председатель совета директоров компании "Центр ЮСБ" Александр Федоров,— однако это не единственный регион, есть и другие". По словам господина Федорова, результаты тендера пока не известны.
В Сбербанке информацию о проведении тендеров по отбору коллекторов подтвердили. "Не так давно мы запустили пилотные проекты по взаимодействию с коллекторами в Красноярском и Волго-Вятском регионе",— отмечает директор управления розничных рисков Сбербанка Вадим Кулик. По его словам, в обоих регионах тендеры будут завершены в течение трех месяцев, то есть непосредственная работа с проблемными заемщиками начнется уже до конца текущего года.
Конкретные требования, предъявляемые к коллекторам, в Сбербанке раскрыть отказались, отметив при этом, что обязательным условием было участие не только федеральных, но и региональных коллекторов.
"Федеральные коллекторские агентства имеют филиальную сеть, несопоставимую с сетью Сбербанка, поэтому мы заинтересованы в привлечении региональных агентств, которые смогут не только связаться с заемщиком по телефону, но и обеспечить выезд к заемщику и контроль ситуации на месте",— поясняет Вадим Кулик. "Пока мы планируем передавать в работу коллекторам старые долги (свыше 360 дней), по части из которых уже получены судебные решения и отработала наша собственная служба взыскания,— поясняет господин Кулик.— Мы посмотрим, какую эффективность покажут на таких портфелях коллекторы, заодно отработав процесс взаимодействия с ними". В международной отчетности Сбербанка кредиты с просрочкой свыше 360 дней отдельно не выделяются, попадая в категорию кредитов с просрочкой "180 плюс". Согласно данным за первое полугодие 2009 года, объем таких кредитов составляет 30,8 млрд руб. Если пилоты пройдут успешно и покажут хорошие результаты, то можно будет говорить о сотрудничестве с коллекторами в масштабе всех отделений Сбербанка в штатном порядке, добавляет господин Кулик.
До сих пор Сбербанк не сотрудничал с коллекторами, предпочитая работать с проблемными кредитами самостоятельно. Однако с начала кризиса просрочка по розничному портфелю Сбербанка выросла на 1,7%, с 1,2% от кредитного портфеля на 1 октября 2008 до 2,9% на 1 сентября 2009. Сам розничный портфель при этом сократился с 1,25 трлн руб. до 1,17 трлн руб. "Несмотря на то что просрочка по розничному кредитному портфелю банка находится на довольно низком уровне в сравнении со среднерыночным показателем (6,2%.— "Ъ"), этот уровень отчасти обеспечен за счет реструктуризации проблемных ссуд,— отмечает аналитик ИФК "Метрополь" Марк Рубинштейн.— Не исключено, что часть реструктурированных кредитов снова может перейти в разряд плохих, что потребует проведения работ по их взысканию".
Необходимость работы с коллекторами продиктована также сокращением сотрудников в самом Сбербанке, что сдерживает его собственные возможности по взысканию долгов. "В настоящее время банк серьезно оптимизирует все бизнес-процессы, и неудивительно, что ведется оптимизация процессов работы с проблемными ссудами,— считает аналитик рейтингового агентства Moody`s Евгений Тарзиманов.— Практика показывает, что банки не всегда способны справиться с проблемными долгами своими силами. Привлечение же профессиональных агентств по взысканию позволяет повысить эффективности и снизить затраты". Впервые о планах по сокращению сотрудников Сбербанк заявил в своей стратегии развития на пять лет в октябре прошлого года, согласно которой в 2013 году число сотрудников банка должно сократиться с 270 тыс. до 200-220 тыс. Как пояснили вчера "Ъ" в Сбербанке, планы по оптимизации персонала, ранее заявленные в стратегии, сохраняются.
Коммерсант
15.10.2009