На главную Обратная связь Карта сайта
Аналитический Центр по ипотечному кредитованию
и секьюритизации

Дешевая ипотека еще поддерживает рынок новостроек московского региона

Дешевая ипотека по-прежнему остается главным драйвером спроса на рынке новостроек московского региона, рассказали редакции IRN.RU представители ведущих риелторских компаний московского региона. Однако «отложенные» покупатели постепенно заканчиваются, а уровень активности потенциальных клиентов агентств недвижимости падает.

Спрос

В апреле число зарегистрированных Росреестром договоров долевого участия в строительстве жилья (ДДУ) в Москве просело на 5% относительно марта. Однако по сравнению с апрелем прошлого года показатель вырос более чем в два раза (на 103,4%). Всего за месяц в столице было оформлено 5 147 ДДУ.

В Подмосковье Росреестр зарегистрировал 7 817 ДДУ (по жилью и нежилью) – на 11,6% меньше, чем в марте, но на 8,4% больше, чем годом ранее, следует из статистики, публикованной на сайте ведомства.

По данным компании «МИЭЛЬ-Новостройки», самостоятельно подсчитавшей зарегистрированные в апреле договоры долевого участия в строительстве жилья, относительно марта спрос больше всего снизился в «старой» Москве - на 20,4%. В Новой Москве количество ДДУ упало на 1%, в Московской области – на 12%.

В годовом выражении, по информации «Миэль», продажи новостроек выросли во всех локациях: в «старых» границах Москвы - на 20,1%, в Московской области - на 8%, а в Новой Москве - и вовсе в 2,6 раза. «В Новой Москве рост обусловлен тем, что в течение года активно выходило новое доступное предложение, которое активно вымывалось. Например, в проекте «Саларьево Парк» от ГК ПИК ежемесячно продается по несколько сотен квартир. Данный пример вполне характерен для присоединенных территорий», - отмечает гендиректор компании «МИЭЛЬ-Новостройки» Наталья Шаталина.

В ведущих риелторских агентствах столичного региона динамика спроса в апреле оказалась разнонаправленной. В Est-a-Tet число сделок по сравнению с мартом 2017 г. увеличилось на 8,4%, в «Азбуке Жилья» - на 5%. При этом относительно апреля 2016 г. реализованный спрос в Est-a-Tet упал на 46,2%. По словам руководителя аналитического и консалтингового центра компании Юлии Сапор, отрицательный показатель объясняется высокой базой прошлого года – весной 2016 г. покупатели были более активными из-за колебаний на валютном рынке.

В компании «ИНКОМ-Недвижимость» продажи по сравнению с апрелем 2016 г., напротив, увеличились более чем в два раза, а «Метриум Групп» реализовала на 90% кв. м больше жилья, чем годом ранее.

«Cтоль положительная динамика стала продолжением марта 2017 г., когда банки снизили ставки по кредитам. В первой половине апреля мы фактически продолжали работать с клиентами, которые ранее планировали подписание договора в начале года, однако из-за проблем в банковской сфере отложили сделку. Вторая половина апреля оказалась менее активной, что связано с приближением майских каникул», - говорит управляющий партнер «Метриум Групп» Мария Литинецкая.

При этом относительно марта 2017 г. продажи в «Метриум Групп» просели на 8%. Литинецкая также связывает это с высокой базой, но уже весны 2017 г. – по ее словам, отложенный спрос начал реализовываться еще в марте.

Майским уровнем спроса в компании довольны: с 1 по 24 мая риелторы «Метриум Групп» заключили всего на 4% меньше сделок, чем за весь май 2016 г. Относительно апреля 2017 г. продажи упали 55%, «что вполне ожидаемо, учитывая длительный каникулярный период», отмечает Мария Литинецкая.

Руководителя аналитического центра компании «Инком-Недвижимость» Дмитрия Таганова, несмотря на рост числа сделок в годовом выражении, настораживает отрицательная динамика потенциального спроса: этот показатель в апреле 2016 г. снизился на 22% к апрелю 2017-го в расчете на один жилой комплекс в экспозиции, а в среднем за год количество звонков в компанию от покупателей уменьшилось примерно на четверть. В Est-a-Tet соответствующий показатель сократился на 17% в годовом выражении.

«Хотя картина сделок за рассматриваемый отрезок времени выглядит хорошо, индексы потенциального спроса демонстрируют «неустойчивость» рынка и не сулят радужных перспектив к середине и концу 2017 г. Поскольку существует определенная зависимость количества сделок от числа звонков, текущим летом нас ждет затишье покупательской активности», - считает Дмитрий Таганов.

Ипотека

Удешевление ипотеки ожидаемо привело к увеличению объема кредитных средств на рынке. Прежде всего в Подмосковье, где число ипотечных сделок на первичном и вторичном рынках, по статистике Росреестра, в апреле 2017 г. выросло на 174,6% по сравнению с мартом 2017 г. и на 162,5% - относительно апреля 2016 г. На территории Москвы ипотека прибавила 1,4% и 6,3% соответственно. При этом, судя по данным того же ведомства, пропорциональным ростом продаж жилья популяризация ипотеки не сопровождается.

Зато увеличивается доля ипотечных сделок в структуре продаж риелторских агентств. В «Метриум Групп» 48% сделок в апреле прошли с привлечением ипотеки против 45% в марте 2017 г. и 38% в апреле 2016 г. В «Азбуке Жилья» соответствующие показатели составили 54%, 50% и 26%.

Рост числа ипотечных сделок прежде всего связан с уменьшением ставок по ипотеке: если в апреле 2016 г. ставка в среднем составляла 12%, то в апреле 2017 г. – 10,9%, говорит гендиректор компании «Азбука Жилья» Владимир Каширцев. В целом, увеличение доли ипотеки во многом объясняется отсутствием достаточного количества денежных средств у покупателей. «Также вырос процент сделок, где в качестве первоначального взноса используется материнский капитал, но так как сумма небольшая, такие клиенты вынуждены дополнительно привлекать ипотеку», - поясняет Каширцев.

Об ограниченной платежеспособности покупателей свидетельствует и рост количества сделок трейд-ин. По словам председателя совета директоров компании «БЕСТ-Новострой» Ирины Доброхотовой, в мае их количество увеличилось, даже несмотря на традиционное снижение общего уровня спроса.

Цены и скидки

По словам Марии Литинецкой, в апреле покупательскую активность стимулировала не только доступная ипотека, но и повышение цен (в среднем на 2-4%) в четверти проектов массового сегмента Москвы. «Положительная ценовая динамика подогрела интерес к рынку недвижимости, что мы и увидели по результатам месяца», - отмечает Литинецкая.

Впрочем, выход новых, более доступных по цене новостроек практически нивелировал рост стоимости метра в ряде «старых» проектов, подорожавших в связи с увеличением стадии строительной готовности. По данным «ИРН-Консалтинг», средняя цена метра в столичных новостройках между Третьим транспортным кольцом и МКАД выросла с 203 900 руб. в марте до 205 600 руб. в апреле, то есть лишь на 0,8%. (См. обзор рынка новостроек по итогам апреля).

По информации Est-a-Tet, больше всего, на 1,2%, в апреле выросли в цене московские проекты экономкласса. Комфорткласс прибавил символические 0,1% - «рост цены был ослаблен за счет выхода новых проектов на начальной стадии строительства», отмечает Юлия Сапор. По этой же причине – появление большого объема нового предложения - в сегменте бизнес-класса цены упали на 3,6% относительно марта.

Похожую динамику продемонстрировал и средний чек сделки. По информации «Миэль», в среднем по рынку «старой» Москвы показатель в апреле практически не изменился по сравнению с мартом, составив 12,6 млн рублей (по данным «Метриум Групп» - 11,9 млн рублей, «Инкома» - 15,8 млн). В сегменте «эконом» средняя стоимость проданной квартиры выросла на 0,6% до 6,4 млн рублей, в «комфорте» - на 0,4% до 8,6 млн рублей, а вот «бизнес» подешевел на 2% до 18,4 млн руб.

В Новой Москве средний чек увеличился на 0,5% – до 5,3 млн рублей. В разбивке по сегментам ситуация выглядит следующим образом: в экономклассе средний чек прибавил 7% и достиг 4,6 млн рублей, в комфортклассе показатель снизился на 0,2% до 5 млн рублей, в бизнес-классе размер среднего чека остался на мартовском уровне (15,2 млн рублей), подсчитали в «Миэль».

Средний чек сделки на первичном рынке Подмосковья, по данным «Инкома», в апреле составил 4,3 млн рублей: в «эконом» – 3,4 млн рублей, в «комфорте» – 4,4 млн, в «бизнесе» – 8,1 млн рублей.

Хотя некоторые застройщики отваживаются поднимать цены на новостройки по мере роста стадии строительства, отказываться от скидок они не готовы. По данным «Метриум Групп», на первичном рынке недвижимости массового сегмента Москвы дисконты предлагаются в 95% проектов. Год назад только в 83% ЖК девелоперы давали клиентам скидки. А в докризисный период (в 2014 г.) доля проектов со скидками не превышала 33%.

«Все это еще раз подтверждает высокий уровень конкуренции, когда девелоперы вынуждены снижать цены и привлекать клиентов более «вкусными» предложениями», - подчеркивает Мария Литинецкая.

По словам Натальи Шаталиной, без дисконтов обходятся лишь некоторые крупные застройщики «с репутацией», чьи проекты и так обеспечены покупательским интересом. Но и в этих проектах жилье можно купить в рассрочку.

Скидки на столичные новостройки в апреле-мае варьируются от 2% до 20% и в среднем составляют около 5%. В Новой Москве и Подмосковье средний размер дисконтов традиционно выше. «Разницу в размере скидок в разных локациях можно проследить на примере одного застройщика – ГК ПИК. Например, в «старых» границах Москвы в своих проектах компания предлагает скидки от 2 до 5%, при этом в Новой Москве и Московской области – от 2 до 10%», - рассказывает Наталья Шаталина.

ИРН, 05.06.2017
 Редакционная статья

Мы в соцсетях
Ссылки
 Наверх